Рекомендация для любителей истории - книга воспоминаний адмирала А.Д. Бубнова, посвященная периоду Первой мировой войны. Тем, кто, к примеру, хочет разобраться в деталях Босфорской операции, и в том, кто и как помешал России приобрести столь важные для нее черноморские проливы, советую мемуары Бубнова прочитать.
Книга вышла в этом году, но ее не обязательно покупать, она есть в сети. Вот только оригинальное авторское название - "В царской Ставке" мне пришлось скорректировать, ведь Бубнов служил там и при великом князе Николае Николаевиче, и при верховном командовании императора, и при Керенском...
Александр Дмитриевич Бубнов - контр-адмирал, участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, оказавшийся, как многие русские офицеры, в эмиграции после бурных событий начала ХХ века, посвятил книгу своих воспоминаний не всему пережитому, а исключительно событиям Первой мировой войны. Ее финал и заключение Брестского мира в 1918 году Бубнов упоминает, но как факт всем хорошо известный, без деталей, окрашенных личными впечатлениями.
Совершенно не касается он и событий Русско-японской войны, хотя служил в то время мичманом на эскадренном броненосце «Орёл» и участвовал в Цусимском сражении в составе 1-го броненосного отряда 2-й Тихоокеанской эскадры, был ранен и вместе с экипажем своего сильно повреждённого корабля попал в плен к японцам. В плену ему удалось выжить, и это послужило суровой жизненной школой, наложив отпечаток на характер Бубнова.
По возвращении в Россию за отличие в боях против неприятеля он был награждён медалью в память Русско-японской войны и орденом Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом.
А.С. Новиков-Прибой в романе «Цусима», посвященном событиям Русско-японской войны, описал мичмана Бубнова под именем Воробейчика.
Сослуживцы не считали, что у него есть талант к морскому делу и большие служебные перспективы на флоте. «Бесспорно, человек способный, но не моряк», - говорили о нем.
Между тем, Бубнов, хотя личного участия в боевых действиях больше не принимал, оказался толковым штабным офицером и признанным теоретиком военно-морских наук, что поспособствовало его карьере.
6 декабря 1906 года он был произведён в лейтенанты, а 30 июля 1916 года получил чин капитана 1-го ранга «за отличие по службе». Контр-адмиралом он стал через год, в июля 1917 года, уже при Временном правительстве.
С самого начала Первой мировой войны он находился в Ставке Верховного главнокомандующего и служил там до трагического конца Ставки, когда после Октябрьских событий 1917 года эшелон с балтийскими матросами во главе с новым, большевистским Верховным главнокомандующим, прапорщиком Н.В. Крыленко был направлен новой властью на ее разгром. Генерал Духонин, занимавший пост Верховного главнокомандующего перед приходом большевиков к власти, был убит, но части офицеров из личного состава Ставки, включая и Бубнова, удалось бежать.
В книге воспоминаний адмирал рассказывает о своей службе в Ставке, разделив происходившее на три периода - при великом князе Николае Николаевиче, возглавлявшем русскую армию до августа 1915 года, при императоре Николае II, принявшем обязанности Верховного главнокомандующего на себя, и при власти Временного правительства, после февраля 1917 года сменившего за несколько месяцев ряд главнокомандующих. Личную преданность великому князю Николаю Николаевичу и высокую оценку его деятельности на посту Верховного главнокомандующего А.Д. Бубнов не только не считает нужным скрывать, но всячески подчеркивает, а отстранение великого князя с поста считает крайне несправедливым.
Этим, отчасти, продиктован субъективный подход к деятельности Николая II на посту Верховного главнокомандующего. Не был Бубнов к нему справедлив.
И все же штабной талант и высокая осведомленность делает рассказ Бубнова очень интересным. Адмирал Бубнов анализирует ход военных действий в период Первой мировой войны и делает ряд важных, хоть и не бесспорных выводов. Как человек, лично причастный ко многим военным событиям, он хорошо знает факты, остававшиеся неизвестными людям со стороны. Например, эпопея с подготовкой Босфорской операции, увы, несостоявшейся по ряду причин, знакома ему в мелких деталях, так как он сам занимался разработкой этих планов в Ставке.
И конечно, печальный для России финал Первой мировой войны оказался и для автора воспоминаний жизненной катастрофой.
Жизнь адмирала Бубнова после 1917 года осталась за рамками его повествования.
В 1918 году ему удалось добраться до Одессы и примкнуть к Белому движению. Адмирал Колчак включил его в состав делегации, которая должна была представлять интересы России на Версальской мирной конференции после завершения Первой мировой войны. Но русская белая делегация на конференцию допущена не была - для союзников Россия стала отыгранной картой.
Вернувшись в Россию, А.Д. Бубнов был в 1919 году назначен на должность начальника штаба командующего Черноморским флотом адмирала А.В. Ненюкова. А в 1920 году отправился вместе с семьей в эмиграцию, чтобы уже никогда не вернуться на русские берега…
Начались обычные для белого эмигранта скитания: Константинополь, София, Париж… Но в отличие от многих соотечественников, адмиралу Бубнову удалось найти свое место и дело. Перебравшись в 1922 году в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года - Югославию), он по предложению короля Александра Карагеоргиевича основал военно-морское училище и Королевскую Морскую академию, где и преподавал. Практически все офицеры югославского флота 1920 - 1930-х гг. в той или иной степени являлись его учениками.
Научные труды адмирала Бубнова были широко известны. Причем не только в Югославии и шире - в Европе, но и во всем мире. Он даже получил приглашение на должность профессора в Военно-морскую академию США, но не принял его.
Вот разве что на родине, в советской России его книги не издавались.
В 1941 году, в оккупированной немцами Югославии адмирал вынужден был оставить свое любимое детище - Морскую академию. Но когда после 1945 года представители СССР поставили вопрос о выдаче контр-адмирала Бубнова, как и других представителей военной белой эмиграции, его бывшие ученики, занимавшие крупные посты в возрожденной Югославии, спасли его от насильственной депортации.
Последним местом службы адмирала после 1946 года оказалась скромная должность преподавателя русского языка в провинциальной гимназии.
Скончался контр-адмирал А.Д. Бубнов в 1963 году и был с воинскими почестями похоронен в городе Кранье в Словении, где жил в послевоенные годы.
В Морскому музее Словении создана экспозиция, посвященная жизни и деятельности адмирала А.Д. Бубнова.
Бубнов был лично близко знаком с такими историческими личностями, как Колчак, Духонин, Сухомлинов (заслуживший крайне нелестную оценку), великий князь Николай Николаевич и др. На страницах его мемуаров можно найти много неизвестных фактов об их службе на фоне переломных событий, а также политических наблюдений адмирала. Например, о "союзнице" Великобритании:
"Известное отрицательное влияние на исход для нас войны имело «странное» отношение к нам Англии, выразившееся: 1) в пропуске при «загадочных обстоятельствах» немецких крейсеров в Константинополь; 2) в «темной» обстановке, в которой велась англичанами Дарданелльская операция; и 3) в роли английского посла Бьюкенена, поддерживающего революционные круги нашего общества, в чем некоторые исследователи видят стремление Англии уничтожить не только свою противницу Германию, но и свою союзницу Россию.
Традиционная английская политика действительно основана на стремлении к ослаблению наиболее мощной державы на континенте и на враждебном отношении к России, однако вряд ли правильно будет утверждать, что в Перовой мировой войне Англия прямо стремилась к уничтожению России, ибо при этом она рисковала бы обеспечить полную победу Германии, а себе неминуемую погибель. Но что России она добра не желала, это, конечно, верно".