Историческая застройка, открывающая нечетную сторону Арбата, к сожалению была в разные годы утрачена. Около тридцати лет здесь, в начале любимой многими улицы был незастроенный пустырь, на котором собирались возводить то одно, то другое здание по разным проектам, и в результате построили здание-монстр по проекту архитектора Михаила Михайловича Посохина. М.М. Посохин - академик архитектуры, народный архитектор России, член Академии художеств, обладатель множества наград, почетных званий и член, а то и руководитель различных престижных архитектурных организаций, и при этом легко и бездумно изуродовал Арбат, возведя на нем "Альфа-Арбат Центр" (по опросу журнала "Форбс" 2011 года занимающий второе место среди самых уродливых зданий столицы).
В результате дом № 9 оказался теперь первым зданием исторической застройки, открывающим нечетную сторону Арбата. Вот о нем и стоит поговорить. Он был построен в 1873-74 годах как доходный дом (вернее, перестроен из двух особняков, стоявших рядом на участке под одним № 9, архитектор Н.И. Гущин). Изначально дом был трехэтажным, но довольно комфортабельным. Домовладелец О.С. Бургардт-Гвоздецкий сдавал квартиры состоятельным жильцам.
В конце 70-х - 80-е гг. ХIХ века в этом доме со своей семьей проживала племянница Л.Н. Толстого княгиня Елизавета Валериановна Оболенская, урожденная графиня Толстая, у которой великий писатель бывал в гостях и даже останавливался, приезжая из имения. Оболенские были по-дружески близки со всем окружением Толстого.
Княжна Наталья Оболенская, дочь Елизаветы Валерьяновны, вышла замуж за секретаря Льва Николаевича и пропагандиста толстовского учения Хрисанфа Николаевича Абрикосова, представителя известного рода предпринимателей. Под влиянием Толстого Абрикосов отошел от дел семейного Товарищества, занимавшегося кондитерским производством, и посвятил себя сельскому хозяйству. Как толстовец, он нарушил собственные принципы и решился венчаться в церкви, объясняя: "Ну что поделать, я очень люблю Наташу". Толстой отнесся к его решению с пониманием и дал свое благословение.
Сын Елизаветы Валериановны Николай Оболенский в первом браке был женат на дочери Л.Н. Толстого Марии.
Елизавета Валериановна Оболенская в гостях у дочери, зятя и внуков в совхозе "Лесные поляны", где Х.Н. Абрикосов работал агрономом.
Во дворе дома в 1870-х годах стояли деревянные флигели, в которых революционеры-народники организовали первую в Москве подпольную типографию. Один из инициаторов этого дела, Ипполит Никитич Мышкин, был личностью чрезвычайно примечательной. Если бы он не увлекся революционными идеями, то кипучая энергия этого человека превратила бы его в знаменитого авантюриста, достойного пера Александра Дюма. Впрочем, даже унылую жизнь народника Мышкин ухитрился превратить в сплошное героико-романтическое приключение, связанное со смертельным риском. После разгрома арбатской типографии он совершает дерзкий побег за границу, но вскоре тайно возвращается в Россию, одержимый новой идеей - освободить из ссылки Чернышевского. Под видом жандармского офицера он добирается до Вилюйска. Но опытные местные власти смогли его разоблачить.
Ипполит Мышкин
Энергичный Мышкин снова бежит и снова с энтузиазмом занимается политической деятельностью. В 1877 году арестованный революционер попадает под суд. Он старается сделать все, чтобы процесс получился по возможности громким, скандальным и обратил на себя общественное внимание. Его обличительная речь на суде вызвала широкий резонанс. Приговоренный к длительной каторге, Мышкин еще раз бежал и снова вернулся к прежней жизни. Снова арестовать Мышкина властям удается лишь много лет спустя.
Он считался особо опасным, дерзким и неисправимым преступником. В январе 1885 года Мышкина расстреляли. Ему было всего 37 лет. Сейчас деяния революционеров-народников забыты, а ведь если бы такие люди как Ипполит Мышкин не тратили жизнь на игры в "казаки-разбойники" с жандармским управлением, а с присущей им энергией занимались серьезным делом, чтобы преобразовать Россию, их авторитет в глазах потомков был бы гораздо выше.
В 1899 года фасад дома был перестроен. Его фасад вновь удлинили. На первом этаже было устроено великолепное торговое помещение с большими витринами по проекту А.И. Иванова-Шица.
Здесь разместилась одна из булочных-кондитерских знаменитого Д.И. Филлипова. Оборотистый поставщик Двора Его Императорского Величества имел свои фирменные "торговые точки" в лучших, наиболее престижных уголках Москвы и Петербурга, причем вкуснейшая филлиповская сдоба, сайки, калачи выпекались в Москве, замораживались и санями вывозились в северную столицу - Филлипов считал, что невская водица для сдобного теста плоха. Здесь же, на Арбате, можно было отведать филлиповской выпечки с пылу, с жару - пекарня находилась во дворе. Более знаменитое предприятие мастера сдобы - булочную на Тверской до сих пор москвичи называют Филлиповской. Историю арбатской булочной как-то подзабыли, и, дожив до начала 1990-х годов, она вдруг исчезла, закрыв еще одну страницу старых московских традиций.
После революции, в годы НЭПа в доме № 9 открылся небольшой, но очень престижный бар "Арбатский подвальчик", известный ночными кутежами московской богемы. Постепенно богема перестала здесь бывать, да и подвывелась она в Москве к 1930-м годам. "Подвальчик" утратил внешний лоск и стал вполне демократичным заведением для небогатой арбатской публики. Интерьер и нравы этого места описаны Анаталием Рыбаковым в известном романе "Дети Арбата". Именно сюда приходит Саша отпраздновать с друзьями восстановление в институте, еще не зная, что самые страшные испытания ждут впереди. "По крутой лестнице они спустились в "Арбатский подвальчик", низкий, разделенный толстыми, квадратными колоннами, и отыскали свободный столик в дальнем углу. Пахло кухней, пролитым пивом, трактирными запахами полуресторана, полупивной. Тускло светили неуклюжие бра, косо подвешенные на низких изгибах арок. На эстраде возвышался контрабас в чехле, лежал на стуле саксофон - музыканты уже пришли".
Бар на страницах романа не фон для героев, а яркая картинка московской жизни, которую автор, настоящий арбатец, хорошо знал. В этой сцене множество непридуманных деталей: скромный студенческий заказ ("бутылку водки мальчикам, бутылку портвейна девочкам и всем по бефстроганову"), репертуар ресторанного джаза ("Ах, лимончики...", "Хау ду ю ду, мистер Браун..."), пижоны в "чарльстонах" за соседним столиком, местная проститутка ("девица с красивым испитым лицом"), подыскивающая клиента, драка со шпаной, идеологические споры комсомольцев за рюмкой водки, кофе с ликером "какао-шуа", вальс-бостон, когда "плачет оркестр, рыдает трубач"...
Ресторанный зал в середине 1920-х годов
С "Арбатским подвальчиком" связана одна из романтических московских историй. Однажды сюда зашел пообедать с друзьями известный мхатовский артист Михаил Яншин. Было это уже в 1930-е годы, то есть, не в самые лучшие, богемно-изысканные времена ресторана. Однако по старой памяти занесло сюда артистическую компанию.
Михаил Яншин в молодости
Михаил Яншин переживал душевную драму после развода с женой, красавицей Вероникой Полонской. Когда-то Яншин сам познакомил молодую жену со своим приятелем и постоянным партнером по бильярду Владимиром Маяковским. Слухи о связи Вероники, или Норы, как называли ее близкие, с поэтом поползли по Москве. К тому же, Полонская оказалась последним человеком, видевшим Маяковского живым - 14 апреля 1930 года, в день самоубийства поэта, она была у него в гостях.
Маяковский уговаривал Веронику посидеть у него подольше, но молодая актриса торопилась на репетицию, руководить которой должен был сам Немирович-Данченко. Как только она вышла на лестничную площадку, за дверью прогремел тот роковой выстрел... Конечно, ее имя оказалось "в эпицентре" расследования. Да и самого Яншина в тот же день вызвали к следователю... Сплетни, домыслы, бестактные вопросы - скрыться от них было некуда. Но Яншин ничего не слышал, не хотел слышать, не хотел замечать... Их брак с Полонской продлился еще три года. Перед разрывом она сама рассказала мужу, что была любовницей Маяковского. Не известно, что причинило самую сильную боль артисту - потеря любимой женщины или ее прощальные откровения.
Вероника Полонская в роли западной кинозвезды
И вот однажды судьба занесла Яншина на Арбат, во второразрядный ресторанчик. В "Арбатском подвальчике" в тот вечер выступали цыгане. Их солисткой была молодая, начинающая певица Ляля Черная (Надежда Киселева), будущая звезда эстрады, театра, кино... Увидев эту яркую, сияющую, экзотическую женщину, Яншин понял, что боль отступила и сердце его свободно для новой любви... Вскоре Михаил Яншин и Ляля Черная поженились. Тогда как раз организовывался театр "Ромэн", и Яншин, любимый ученик Станиславского, предложил свою помощь цыганской труппе. Он стал художественным руководителем и режиссером театра "Ромэн". Красавица Ляля блистала в главных ролях на театральных подмостках, на экранах кинотеатров, выступала с концертами...
Ляля Черная
Уже во время войны на одном из дней рождения Яншина лучший друг хозяина Николай Хмелев, знаменитый артист МХАТа, вдруг увидел Лялю новыми глазами - жена именинника была в тот вечер необыкновенно хороша. Человек прямой и искренний, Хмелев взял Лялю за руку и увел из дома Яншина. Увел навсегда...
Николай Хмелев в роли полковника Турбина ("Дни Турбиных" М.А. Булгакова)
"Да , от меня уходили жены... Уходили, уходили. Но зато к каким людям!" - говорил позже Яншин. Его еще ожидали впереди и новые роли, и новая любовь.
В таком образе мы знаем Яншина гораздо лучше
По плану реконструкции Арбата, восстановленный ресторан "Арбатский подвальчик" должен был снова открыться в 1980-е годы. Но, к сожалению, он попал в число объектов "второй очереди", до которой руки строителей так и не дошли...
Продолжение следует.