Ильинские ворота и горькая судьба графини Разумовской

Jan 05, 2023 19:43



Акварель Федора Алексеева, изоражающая Ильинские ворота Китай-города и дом Разумовских, хранится в фонде Всероссийского музея А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге. Но она широко известна по множеству литографий.
В 1800 году император Павел I командировал академика живописи Федора Яковлевича Алексеева с двумя учениками в Первопрестольную "для снятия видов" Москвы. За полтора года Алексеев успел выполнить несколько десятков московских пейзажей, которые вскоре оказаись буквально бесценными - в 1812 году Москва сгорела во время наполеоновского нашествия и поднялась из пепла совсем другим городом.

Алексеев иногда позволял себе некоторые вольности с пространством - слегка сжимал его или растягивал, выделяя интересные строения. Вот и в данном случае расстояние между воротами и стеной Китай-города и домом Разумовской напротив оказалось несколько суженным по сравнению с реальным. Зато архитектурные сооружения, дожившие до наших дней, хорошо узнаваемы.
На картине мы видим крепостную стену Китай-города с бойницами, защитный ров вдоль стены, ворота для выезда из крепости и мост, ведущий на Маросейку.
Крепость Китай-города и Ильинские (изначально Троицкие) ворота были построены еще при правлении матери Ивана Грозного Елене Глинской в 1530-х годах. Даже утратив оборонное значение, крепость долго сохранялась как исторический памятник.
Реку Неглинную при реконструкции Москвы после пожара убрали под землю, в трубы, соответственно и ров, наполнявшийся водой из Неглинной, был засыпан. На его месте высадили зелень, а в 1887 году у Ильинских ворот построили часовню-памятник "Героям Плевны" - солдатам Гренадерского корпуса, погибшим в боях под Плевной в ходе Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг.



Так площадь Ильинских ворот с памятником "Героям Плевны" выглядела в конце 19 века...



Часовня-памятник сохранилась до наших дней...

А вот Китайгородская стена с Ильинскими воротами была снесена по распоряжению советского правительства в 1934 году... Снесли в тот период и часть запечатленных на пейзаже Алексеева церквей. Не сохранилась церковь Спаса Преображения на Глинищах...


Снесли и церковь Николы Большой Крест...


А вот церковь Троицы в Никитниках каким-то чудом уцелела!




В церкви даже сохранились фрески середины 17 века...

Из сооружений, запечатленных Алексеевым, прежде всего обращает на себя внимание дом Варвары Разумовской, и он тоже уцелел, и даже не столь заметно изменился, хотя за прошедшие века его перестраивали несколько раз.


Когда-то дом был настолько роскошен, что именовали его не иначе как дворцом, а наполеоновский маршал Мортье, назначенный губернатором Москвы, выбрал его в качестве собственной резиденции.
Анфилады комнат, мрамор, бронза, великолепные картины, фамильное серебро Шереметевых, полученное Варварой Петровной в приданое и в наследство от отца...

Но для хозяйки дома он стал символом несчастья и одиночества.
Графиня Варвара Петровна Шереметева была одной из самых богатых невест России, да и красотой отличалась, как вспоминали современники, до старости. Однако к числу первых красавиц ее в молодые годы не относили, прежде всего из-за болезненной застенчивости и неумения себя подать. Замуж она вышла в 24 года, в возрасте, считавшимся в те времена почти критическим для невесты. Избранником Варвары, а вернее - ее родителей, стал граф Алексей Кириллович Разумовский. Брак был заключен не столько по любви, сколько из статусных соображений.



Варвара Петровна Шереметева до замужества

Супруги прожили 10 лет, Варвара Петровна родила 5 детей, из которых выжили 4. А потом между супругами что-то произошло, и граф Разумовский указал жене на дверь, потребовав, чтобы она оставила семью и поселилась отдельно. Детей граф оставил себе, вернее - распихал по семьям родственников, но с жены требовал на содержание детей "алименты", доходившие до 40 тысяч рублей (баснословные деньги по тем временам), и дополнительно присылал на ее имя счета на все крупные траты, связанные с детьми...
Сам он вел отнюдь не монашеский образ жизни, находясь в многолетней связи с дочерью своего берейтора, которая родила ему 9 детей. Его хлопотами эти дети получили дворянство и фамилию Перовские по подмосковному имению Перово.

Варвара Петровна отказалась от светской жизни, проводила дни в одиночестве и молитвах в оборудованной в собственном "дворце" домовой церкви, и не общалась ни с кем, кроме брата Николая Шереметева, того самого, известного женитьбой на крепостной актрисе, и изредка с родственниками, князьями Долгоруковыми, жившими по-соседству.
Когда брата не стало (а Варвара пережила его на 15 лет), она осталась без помощи и поддержки, чем стали пользоваться окружающие.
Старший сын, известный гуляка и картежник, "вытрясал" из матери деньги, не чувствуя к ней никакой привязанности, слуги и управляющие, не стесняясь, обкрадывали графиню...



С сыновьями Варваре Петровне не повезло - судьбы их сложились плачевно Старший Петр Алексеевич Разумовский, учился за границей и начал было делать военную карьеру, чему способствовал дед, фельдмаршал Разумовский. Но Петр постоянно путался в долгах и скандалах, из-за чего отец, Алексей Разумовский, отправил его в Одессу к генерал-губернатору Ришелье, подальше от разгульных дружков. В Одессе Петр Алексеевич со скуки стал много читать, собрал роскошную библиотеку, но в 1835 году скончался,  не оставив семьи и детей. Род Разумовских с его смертью пресекся. А библиотека пошла с молотка для уплаты долгов.
Младший сын Кирилл страдал нервной болезнью, был помещен в лечебницу для душевнобольных при суздальском монастыре, где и закончил свои дни.

Больше повезло графине Разумовской с дочками. Обе были хорошо образованными красавицами и умницами и, в отличие от матери, счастливы в браке.
Екатерина Алексеевна стала супругой графа Сергея Семеновича Уварова, президента Академии наук и министра народного просвещения.
Варвара Алексеевна - супругой малороссийского генерал-губернатора, князя Николая Григорьевича Репнина-Волконского. Она много делала для развития женского образования: содействовала устройству Елизаветинского и Павловского женских институтов, на которые пожертвовала значительные суммы, и открыла женский институт в Полтаве.

Но дочери жили далеко от Москвы, были заняты собственными семьями, и графиня Разумовская умерла в 1824 году в одиночестве...
А ее дом, почти не пострадавший в пожаре 1812 года и по-прежнему считавшийся весьма фешенебельным, вскоре перешел в чужие руки... Усадьба стала застраиваться, к 1840-м годам флигели и садовые постройки уступили место доходным домам, "сжавшим" дом графини со всех сторон.,



Вид на Ильинский сквер, памятник "Героям Плевны" и дом графини Разумовской на углу Маросейки примерно от того места, где когда-то стояли Ильинские ворота...



Китай-город, Шереметев, живопись, Ильинка, история Москвы, старая Москва, Разумовский, пейзаж, Москва, памятники, Маросейка

Previous post Next post
Up