Сегодня поговорим о памятниках Камергерского переулка. Для такого короткого переулка - всего 250 метров - памятников здесь много. Но и место, надо сказать, знаменитое.
Выход из Камергерского переулка на Большую Дмитровку
Свое название переулок получил в честь знатных обитателей - здесь были усадьбы сразу нескольких камергеров - аристократов, имевших высокие придворные чины и носивших в подтверждение этого на парадных мундирах золотой ключ...
"Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно поминают.
Кузьма Петрович! Мир ему! -
Что за тузы в Москве живут и умирают!"
(Александр Грибоедов)
Но прославился переулок как место творческое, литературное, театральное, музыкальное... И памятники там соответствующие.
Дом №2 - дом Союза писателей, где проживали "классики" советской литературы. Но главной достопримечательностью стал не их дом, а здание всемирно известного театра.
Художественный театр в 1902 году
Первым в Камергерском появился Антон Павлович Чехов. Что неудивительно - знаменитый Художественный театр, в котором Чехов состоялся как великий драматург, был открыт в 1898 году, а в 1902 театр получал новое элегантное здание в Камергерском переулке, где работает и поныне. Вот к 100-летию Художественного театра им. Чехова и был установлен памятник...
Скульптор М. Аникушин, архитекторы М. Посохин и М. Фельдман.
Правда, оказался Чехов как-то в стороне и от театра, и от насыщенной жизни Камергерского переулка. Скромно жмется в сторонке, в углу...
Конечно, это не единственный памятник Чехову в Москве и Подмосковье, но о других скульптурах речь еще впереди.
Когда принималось решение об установке памятника Чехову, Камергерский переулок (в советское время - проезд Художественного театра) был обычным переулком с автомобильным и автобусным движением.
Проезд Художественного театра (Камергерский переулок) в 1950-х годах...
Сделать его пешеходным и оборудовать прогулочную зону решили в том же 1998 году, когда и был установлен памятник. А раз уж началась реконструкция - то полная, с заменой подземных коммуникаций. Вот и поставили Чехова в уголок, чтобы не мешал размаху работ.
1998 год. Реконструкция Камергерского переулка... Трудно было представить, что получится в результате. На переднем плане стена с портретом Чехова - как раз ее угол, примыкающий в глубине в к соседнему дому №2, и образовал место для памятника. Скульптор, увы, не дожил до установки монумента, и все решали без него.
О том, что памятник надо передвинуть на более заметное место, говорят давно...
В январе 2012 года заместитель председателя РОД «Наследие» Владимир Чудинов направил обращение в адрес мэра Москвы Сергея Собянина с просьбой перенести памятник А. П. Чехову на Страстной бульвар, где его первоначально и планировали установить с учётом художественного замысла скульптора Михаила Аникушина. Композицией предусматривалось поставить рядом с памятником скамейку, фонарный столб и декоративное ограждение.
Но МХТ Чехова на Страстной не отдал...
В марте 2013 года глава МХТ имени А. П. Чехова Олег Табаков предложил перенести памятник - хоты и оставив его в Камергерском переулке рядом с театром, но передвинув ближе Большой Дмитровке, где Чехов был бы у всех на виду. Но на место ближе к Дмитровке были уже другие планы...
После реконструкции Камергерского прошло довольно много времени, когда посреди переулка, ставшего полностью пешеходным, в 2014 году со стороны Тверской вольно разместился памятник отцам-основателям Художественного театра Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко. Высота их бронзовых фигур 2,9 и 2,6 метров, а вместе с постаментом - 5,2 метра. Внушительно!
Московский скульптор Морозов ваял монумент в Италии. Бронзовые скульптуры были отлиты в итальянском городе Пьетрасанте, а постамент из финского гранита изготовлен в Вероне. Потом все привезли в Москву и смонтировали в Камергерском.
А вот поди найди за их спинами Чехова! Вон он, справа, крошечный темный силуэт за тентами уличного кафе... Он чужой на этом празднике жизни.
А праздник жизни тут постоянно... Камергерский переулок - одна из популярных фестивальных площадок Москвы.
То ёлочку возле основоположников нарядят...
... то гигантское пасхальное яйцо из цветов соберут...
То цветами и зеленью украсят...
То ярмарки "Московской осени" развернут...
Ну и Чебурашки с Крокодилами вокруг бегают, детей развлекают...
Но самым подходящим для этих мест является театральный фестиваль "Вишневый сад", который выплескивается с подмостков в Камергерским переулок, напоминая и о чеховской пьесе, и о старом Художественном театре, и об основоположниках, намало сделавших для ее воплощения...
Если приглядеться, в вишневых деревьях прячутся театральные реликвии, фотографии и афиши... Слева - сам Станиславский в военной форме в чеховском спектакле "Три сестры"...
Только в карантинно-ковидном 2020 году Камергерский переулок обезлюдел. Не совсем, но все же...
На ступенях опустевшего МХТ отдыхают разносчики продуктов, доставлявшие сидевшим по домам москвичам их заказы...
Зато во время карантина мне удалось наконец нормально рассмотреть и сфотографировать памятник Прокофьеву, появившийся в переулке в 2016 году...
Идущий по переулку Прокофьев с нотной папкой... Скульптор - народный художник России Андрей Ковальчук.
Открытие памятника было посвящено 125-летию со дня рождения композитора. Скульптура установлена напротив дома № 6 в Камергерском переулке, где Сергей Прокофьев прожил последние шесть лет жизни и где теперь действует музей Сергея Прокофьева.
И да - это опять же не единственный памятник Прокофьеву в Москве...
Когда Камергерский живет своей жизнью - с уличными кафешками, фестивалями, туристами, Прокофьев как-то теряется в толпе... Рассмотреть его можно разве что во время карантина или ночью...
Кстати, обратите внимание на фонари. Светильники в стиле модерн восстановили по рисункам архитектора Ф. Шехтеля, сделанным в начале 20 века. Они были специально разработаны, чтобы гармонировать с обликом Художественного театра...