Генрих Брокар, король российских парфюмеров

Aug 22, 2022 19:49



Генрих Брокар, основатель одной из самых крупных и знаменитых российских парфюмерных фирм, был потомственным парфюмером. Но поскольку в родной Франции конкуренция среди представителей этой профессии слишком велика, Брокары решили поискать счастья на чужбине. Отец Генриха Атанас Брокар уехал в Америку, в Филадельфию вместе с двумя сыновьями - у него были патенты на изобретенное им туалетное мыло удивительного качества, и Брокары рассчитывали покорить своим ароматным мылом Новый Свет. Дела у семейной фирмы в Америке вроде бы и пошли, но не так замечательно, как представлялось издалека. Отец затосковал по родине и вернулся во Францию, один из сыновей остался в США продолжать бизнес, а энергичный Анри (Генрих) решил искать собственное счастье, а не ходить у брата в подручных. Тут кстати подоспело приглашение от старого приятеля отца парфюмера Гика, решившегося открыть свое дело в России. Для переезда в далекую северную страну, где по улицам ходят медведи и десять месяцев в году стоит лютая зима, нужны были отчаянные головы, а 24-летний Анри Брокар был как раз таким. Анри, недолго думая, согласился и в 1861 году перебрался в Россию, тем более, что Гик платил ему значительно больше, чем родной брат.

Россия поначалу юноше не понравилась - запахи кислой капусты и перегара в трактирах, сырых тулупов и валенок, в которых щеголяли извозчики, смазных сапог, к которым имели пристрастие купцы, амбре псины от борзых, валявшихся в покоях помещиков, и лампадного масла мучили парфюмера с утонченным обонянием. Но постепенно Брокар привык ко всему, к тому же понял, что Россия, где парфюмерные производства делают только первые шаги - золотое дно для предприимчивого человека. Любовь к дочери обрусевшего бельгийца Шарлотте Ровэ укрепила Брокара в мысли остаться там, куда занесла его судьба, а именно - в Москве. Анри и Шарлотта обвенчались, и жена стала его советчицей и помощницей. В качестве главного парфюмера фабрики Гика он мог неплохо жить, но Брокару хотелось завести свое дело - он был уверен, что хозяин делает все не так и скоро разорится.


Генрих и Шарлотта Брокар

В 1863 году Брокару улыбнулась удача. Он открыл новый способ получения концентрированных духов, продал патент одной французской фирме и получил 25 тысяч франков. Это было не так уж много, но для того, чтобы запустить собственное производство, при экономном использовании могло хватить. Как большинство парфюмеров в России, Брокар собирался начинать с варки мыла. При том, что русские любили мыться, а баня была для них главным удовольствием, мыла стране катастрофически не хватало, и в ход, особенно в деревнях, шли зола, глина, самодельный щелок... Дешевое мыло для народа - вот то, на чем можно было развернуться начинающему предпринимателю. И первым шагом на этом пути должно было стать изготовление "детского" мыла, рецепт которого разработал Брокар. Каждая заботливая мать приобретет мыло, не раздражающее детскую кожицу, тем более, если цена на товар будет дешевой.
Когда он получал у московских властей разрешение на коммерческую деятельность, те долго ломали голову - как оформить столь экзотический вид занятий - и приписали Брокара к "фельдшерскому цеху".

Брокар арендовал старую конюшню во дворе между Теплым переулком (ныне - улица Тимура Фрунзе) и Зубовским бульваром и вместе с молодым парнишкой Алексеем Бурдаковым, учеником и помощником, и разнорабочим Герасимом принялся варить первую партию "детского" мыла. Получилось 60 кусков. С этого и началась великая парфюмерная империя Брокара. Мыло продать удалось, правда, в три раза дешевле, чем продавали конкуренты. Три купца согласились брать у Брокара товар для реализации в своих лавках. Но за вычетом расходов, прибыль поначалу была минимальной - 2-3 рубля с партии. Брокар экономил на чем только можно и даже сам развозил товар на тележке или в санях по лавкам, но доходы оставляли желать лучшего... Нужно было либо поднимать цену (а это чревато полным крахом), либо увеличивать объем продукции. Но как ее реализовать?


Детское мыло Брокара в виде слоников

Тогда жена подсказала Брокару выход - детское мыло должно стать одновременно и игрушкой! Надо выпускать его в виде фигурок животных или кубиков с буквами, как те, по которым детей учат читать. Новинка имела оглушительный успех! Мыло-игрушка казалась забавным подарком ребенку, да еще родители старались подобрать для детей весь алфавит на кубиках мыла, и позже многие россияне признавались, что учились читать "по Брокару".


Мыло Брокара "Мандарин" с натуральными красителями, и одновременно - елочная игрушка и забавный сувенир

Через пару лет Брокар так "разжился", что стал нанимать "калибер" (наемный экипаж). Вслед за "детским" начался выпуск и других сортов мыла - глицеринового, "шаром" (круглой формы), зеленого "огурцового" в форме огурца... Но настоящим хитом продаж стало "народное" мыло - высококачественный продукт, стоивший всего... 1 копейку за кусок, а при оптовой закупке еще дешевле. Не удивительно, что крестьяне закупали его на ярмарках ящиками и охотно увозили в свои деревни.


На Московской выставке русских производств в 1865 году "народное" мыло получило серебряную медаль. Брокар покидает свою конюшню-мыловарню и устраивает более просторную мастерскую на Зубовском бульваре, а в 1866 году перебирается на Пресню, где устраивает уже настоящую небольшую фабрику. В 1869 году он приобретает усадьбу на Мытной улице. Главный помещичий дом в качестве административного корпуса и кусочек парка с фонтаном остаются, а мелкие надворные постройки сносятся и на их месте вырастают производственные корпуса. Усадьба-фабрика получилась такой живописной, что ее изображение надолго превращается в фирменную этикетку компании "Брокар".


В 1871 году парфюмер находит себе компаньона - купца Василия Германа, выходца из Саксонии, готового стать пайщиком парфюмерного производства. Вдвоем они основывают "Торговый дом Брокар и Ко". В 1872 году на Никольской улице в здании, арендованном у известного предпринимателя грека Бостанжагло, открывается фирменный магазин Брокара, где наряду с дешевыми марками продаются небольшие коллекции элитных изделий. Но цены на них также доступны разным кругам горожан.



Копеечное мыло, составлявшее 9/10 продукции Брокара, приносило серьезные доходы. Жена подсказала еще один ход - выпускать такие же дешевые пудру и помаду и формировать подарочные наборы. Теперь крестьянин или мастеровой мог за 3 копейки купить жене, дочери или невесте гостинец - нарядную коробку с пудрой, помадой и куском мыла, предметами, радовавшими каждую женщину. На этикетках помады с целью просвещения печатали басни Крылова с иллюстрациями.


Но мыло мылом, а Брокар теперь мог приступить к мечте своей жизни - изобретению духов и выпуску парфюмерной продукции. Однако позиции на московском и на российском рынке в целом были прочно заняты конкурентами. Товарищество "Ралле и Ко", к примеру. начало свою деятельность на парфюмерном рынке на 20 лет раньше Брокара, уже успело прославить свои духи и даже в середине 1850-х годов стать официальными поставщиками Двора его Императорского Величества.
За право ставить и на своей продукции герб и подобную надпись Брокар отдал бы много...

В 1873 году Москву посетила великая княгиня Мария Александровна, дочь императора Александра II и жена английского герцога Эдинбургского. Брокар решил не упустить шанс. На торжественной встрече великой княгине поднесли роскошный букет с дивным ароматом. При ближайшем рассмотрении оказалось, что цветы искусно сделаны из цветного воска и ароматизированы парфюмом, каждый своим, но запахи подобраны так, что сливаются в единую гамму. К букету прилагались флакончики с духами, которые можно было использовать либо по отдельности, либо в той же гамме. (Подобными фокусами Брокар когда-то покорил сердце своей будущей жены). Мария Александровна была поражена. В результате Брокар получил право писать на свой продукции: "Поставщик двора ее императорского высочества великой княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской"... Конечно, это был не императорский Двор, но надо же было с чего-то начинать! Со временем Брокар стал еще и поставщиком двора испанского короля... Но мечтал-то он о поставках в царский дворец!



Брокар продолжал сражаться за рынок. Сосредоточившись на создании духов, работу над мылом он переложил на плечи приглашенного французского специалиста Шевалье. На прилавки одно за другим поступили новые сорта мыла: "Спермацетовое", "Мятное", "Кокосовое", "Русское", "Французское", "Национальное" и еще десятки наименований... Во время Русско-турецкой войны начался выпуск мыла "Военное", поставлявшегося также в армию, а после победы - мыла и помады "Букет Плевны".


В 1878 году, к открытию второго фирменного магазина на Биржевой площади Брокар с женой придумали грандиозную рекламную акцию с «праздничными наборами». В газетах появились объявления для господ покупателей, что в день открытия в новом магазине будут продаваться наборы, включающие духи высшего сорта, одеколон, люстрин для волос, туалетный уксус, вазелин, пудру «Лебяжий пух», пуховку, саше, помаду и мыло - и все это по цене 1 рубль за коробку. Московские дамы словно сошли с ума, массово кинувшись на штурм нового магазина. По требованию властей в 3 часа дня двери магазина пришлось вынужденно закрыть, так как конная полиция не могла сдержать толпу покупателей, жаждавших чудесных наборов. Нескольких изрядно помятых в давке дам пришлось госпитализировать. И все же с момента открытия до 3 часов дня было продано более 2000 комплектов, то есть продавали пять-шесть коробок в минуту.


В 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке Брокар устроил фонтан из "Цветочного" одеколона, который незадолго перед тем изобрел. Посетители могли свободно им надушиться, смочить одеколоном шарф, платок, шляпку... Вскоре над всей выставкой, а потом и над всем городом витал аромат "Цветочного" одеколона. Причем аромат был такой, что заслужил на Выставке большую золотую медаль.


Парфюмерные флаконы Товарищества "Брокар и Ко". На этикетке "Цветочного" одеколона уже красуются 12 медалей, награды различных выставок

Вскоре парфюмер создал около 80 разновидностей "Цветочного" одеколона с преобладанием того или иного растительного запаха.
В 1893 году Торговый Дом "Брокар и Ко" становится Товариществом. На деле это означало, что семейство Брокар выкупило акции компаньонов и стало владеть своей фирмой единолично.


Подарочный флакон для духов Брокара, в серебряной окантовке (предположительно, работа фирмы Фаберже)
У Брокара развивалось не только московское парфюмерное предприятие, постепенно у фирмы появились филиалы в Париже, Вене, Дрездене и в других городах. Он сам часто выезжал во Францию - полечиться на курортах и присмотреть за делами, но быстро начинал тосковать по Москве и рвался домой. Кроме парфюмерной фабрики у него было еще одно увлечение - коллекционирование предметов искусства.

Началось все с того, что в конце 1860-х годов на Сухаревской барахолке он за копейки купил какую-то старую доску с закопченным рисунком. После реставрации выяснилось, что это подлинник Альбрехта Дюрера. В 1870-х годах, когда денег стало больше, Брокар уже сознательно и целенаправленно начинает формировать фонды своей будущей галереи. Из живописи его интересуют прежде всего фламандские мастера - Рубенс, Ван Дейк, из антиквариата - бронза, фарфор и хрусталь, предметы быта времен Екатерины II, уникальное оружие... Не обходил он вниманием и редкие книги, и древнерусское золотое шитье, и уникальное оружие, и произведения ювелирного искусства.
В 1891 году, когда ценных предметов в его коллекции насчитывается уже несколько тысяч, Брокар арендует галерею в Верхних Торговых рядах и устраивает в ней постоянную экспозицию антиквариата и художественных предметов, доступную для осмотра всем желающим. Знатоки утверждали, что его собрание по значимости следует сразу за коллекциями Эрмитажа, Третьяковской галереи и Румянцевского музея. Он мечтал оставить москвичам в память о себе не только коллекцию ароматов, но и ценную художественную коллекцию.


Один из залов художественной галереи Брокара

Газета «Новости дня» поместила 22 марта 1891 года отчет об открытии антикварно-художественной галереи Брокара, среди экспонатов которой были: "...портреты правителей и королей всех эпох... шедевры живописи всех школ, направлений и эпох... старинный фарфор - севрский, саксонский и русский; скульптурные группы из Севра; мебель в стиле Буль, пуф-жардиньер эпохи Екатерины II; оригинальные картины из раковин... серьги всех времен... бронзовые статуи разных времен, между которыми две статуэтки из цельных кусков слоновой кости... изделия из слоновой кости... миниатюры, мозаики, дамские безделушки редких форм, инкрустированные вещицы... 1000 акварелей различных школ и эпох, ткани и шитье разных времен, серебряно-вызолоченная сбруя... коллекция старинного оружия... гостиная Людовика XVI, комнатный гарнитур из белого мрамора, панно и фрески... столовый дамский гарнитур... целая коллекция канделябров, ваз, часов разных времен, гобелены... табакерки, французские вееры... серебряные сервизы... хрусталь, стекло, гербы разных дворянских родов... "
В галерее было выставлено 5000 предметов, но Брокар продолжал любовно пополнять свою коллекцию и, будучи миллионером, не считался с расходами, конкурируя с самыми известными московскими коллекционерами.
«Сюда, - рассказывал своим покупателям один московский антиквар, - и несут, и везут... Когда он в Москве, то многих вещей и не увидишь ни на Сухаревой, ни у антиквариев Панкратьевского переулка: чуть что приобретут, сейчас же тащат к Брокару, и он все покупает. И где у него столько денег находится! Зато как Брокара нет, то и вещей на рынках больше, и цены не те: продавцы прямо говорят: покупайте, пока Брокара нет в Москве, а приедет, вы их и не найдете, да и цену-то он даст другую - много дороже».



Художественный вкус Брокара проявлялся во всем. Для своей продукции Товарищество иногда заказывало уникальные флаконы - небольшими партиями или даже штучно. Из-за этого был большой разброс цен. Духи Брокара можно было купить и за 15 копеек (небольшой "пробный" флакончик), и за 15 и даже 25 рублей (в дорогом, уникальном флаконе). Такие флаконы с отделкой из серебра, золота, драгоценных и полудрагоценных камней заказывались для капризной, состоятельной публики, желавшей эксклюзива. Стандартные флаконы, которые выпускали на подмосковных стеклянных заводах, стоили от 1 до 3 копеек за штуку, что на цену духов почти не влияло. Однако качество продукции, разлитой в стандартные флаконы, ничем не отличалось от той, что поставлялась в дорогих.


Хрустальный парфюмерный флакон с позолотой

Приказчикам было велено обращать на дорогие флаконы внимание покупателей-мужчин, выбирающих подарок дамам. Господа обычно хотели, чтобы подарок выглядел солидно, подороже. А дамы больше интересовались самим амбре и были не прочь подэкономить на красоте флакона.


Супруги Брокар в конце 19 века

Шарлотта как-то спросила мужа, не хотел бы он вернуться в Париж. Брокар ответил: "Я вернусь во Францию умирать, но жить и работать могу только в России". Так и случилось - в конце 1900 года Генрих Брокар скончался в Каннах, успев получить за свои духи "Персидская сирень" Гран-При на знаменитой Всемирной выставке в Париже. Это была его последняя награда. Но Брокар об этом не догадывался и был очень рад, что его детище произвело сенсацию в столице парфюмеров.
Похоронили его на родине, под Парижем. Фирму с капиталом в 2,5 млн рублей унаследовала вдова, а делами стали заправлять сыновья и зять-парфюмер (его пригласили из Франции для работы на московской фабрике, но женившись на дочери хозяина, он стал членом семьи).
Дела шли хорошо, но задача сделать фирму Брокара официальным поставщиком императорского Двора, которую ставил основатель фирмы, так и не была решена.
В 1913 году в России должны были торжественно отмечать 300-летие Дома Романовых. Большинство предпринимателей старались выпустить к этой дате какие-то юбилейные товары. Руководство Товарищество "Брокар и Ко" решило воспользоваться шансом, вспомнив ароматный букет, преподнесенный некогда великой княгине Марии Александровне. Генрих Брокар на основе этого аромата создал в свое время парфюм "Букет императрикс". Парфюмеру Августу Мишелю поручили воссоздать и осовременить "Букет императрикс" к началу торжеств. Но он создал фактически новый аромат.

Парфюмированный букет на этот раз вручили матери Николая II, вдовствующей императрице Марии Федоровне. Она пришла в восторг от аромата и дала разрешение назвать новые духи "Любимый букет императрицы". Наконец фирма Брокара получила желанное право указывать на своих товарах: "Поставщики Двора Его Императорского Величества"... и украшать их царским гербом.


Духи "Любимый букет императрицы" надолго вошли в моду и в России, и за рубежом. Фирме Брокар на этот раз удалось обойти своих вечных конкурентов - фирму Ралле. Даже императрица Александра Федоровна, которая предпочитала духи "Коти", получив в подарок образцы парфюмерной продукции "Брокар", в письме к дочери тепло отозвалась о малоизвестном тогда Августе Мишеле и упомянула, что можно бы и поменять привычный аромат.


Отдел духов на парфюмерной фабрике Брокара

Увы, торжество парфюмеров Брокар было недолгим - началась война, потом революция, национализация, Гражданская война и разруха, когда всем было не до духов... Царская символика безжалостно уничтожалась.

Фабрика Брокара превратилась в Замоскворецкий Государственный мыловаренный завод №5. В 1922 году по постановлению Совнаркома здание бывшей парфюмерной фабрики Брокара было отдано фабрике Госзнак. Рабочие-парфюмеры обратились со слезной жалобой к товарище Калинину и получили совет - восстановить разрушенные помещения бывшей обойной фабрики Сладкова и устроиться со своей мыловарней там.
Рабочие своими силами отстроили производственные корпуса. На их счастье на пост директора выдвинулся товарищ Мишель, тот самый парфюмер, который реконструировал "Букет императрицы". Он добился разрешения производить парфюмерную продукцию, придумал для фабрики более подходящее название "Новая заря" и восстановил "Любимый букет императрицы" под новым социалистическим названием "Красная Москва".

У неизбалованных советских тружениц духи пользовались огромным успехом. Их выпускали в советские времена, выпускают и сейчас. Правда, знатоки говорили, что возрожденные духи были хуже, чем дореволюционный "Любимый букет императрицы", "Красная Москва" конца 1930-х хуже той, что выпускалась в 1920-х, а в 1950-х ее делали хуже, чем в 1930-х... Что уж говорить о 1970 и 1980-х годах... Действительно, отдельные компоненты, которые нужно было закупать за рубежом на валюту, из экономии меняли на какие-то аналоги ("экономика должна быть экономной!"), к тому же, из-за вечных перебоев с поставками от смежников, парфюмерам приходилось выкручиваться, выполняя план с тем, что есть под рукой.
Но все же эти духи пользовались успехом и оказались парфюмерным долгожителем.


"Красная Москва" в фирменных флаконах

Художественная галерея, созданная Брокаром и преобразованная его вдовой в музей, просуществовала еще какое-то время под названием Музей пролетарского (?) западного искусства. Потом его закрыли, а экспонаты частично разбросали по фондам разных музеев, частично распродали за границу.

Бывшая фабрика Брокара, как и бывшая фабрика Ралле и другие парфюмерные производства попали в ведение государственного Треста Жиркость. Его название сократили до более элегантного ТеЖе, ставшего главным монополистом по выпуску парфюмерии и косметики в СССР. О работе этого парфюмерного гиганта нужно говорить особо.


В наши дни "Новая заря" вполне процветающая фирма, выпускает широкий ассортимент парфюмерно-косметической продукции и имеет свои фирменные магазины в разных районах Москвы и др. городах.


Фирменный магазин на Арбате



"Красная Москва" в современной упаковке



Одеколоны

производство, реклама, история России, Серпуховский Вал, парфюмерия, история Москвы, Хамовники

Previous post Next post
Up