Алексей Саврасов. Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду
Художник Саврасов изобразил это место - берег Москвы-реки, будущую Крымскую набережную - в середине 19 века.
Берег был низким, его часто заливало, когда река поднималась (да-да, в Москве случались наводнения), и вдоль берега не строили ничего серьезного... Хотя нельзя сказать, что здесь - в Голутвинской слободе и Бабьем городке - оставались совсем уж необжитые места.
Фотография 1890 года, вид с Пречистенской набережной на Голутвино в Замоскворечье
Конец 19 века... Конечно, Замоскворечье еще малоэтажное, только церкви и очень редкие высокие дома поднимаются вдалеке... Хочется сказать, что перед нами Крымская набережная, но... Набережной тут еще нет. Дикий берег и две дорожки натоптанных или наезженных к воде. Видимо, лошадей водили к Москве-реке поить, да бабы спускались бельишко полоскать...
Еще в начале 16 века (в 1504 году) великий князь Московский Иван III в своем завещании указал: «а сыну своему Андрею даю на Москве за рекою слободу Колычевскую да монастырь Рождество Пречистые на Голутвине».
Церковь Николая Мирликийского, построенная в конце 17 века на месте монастыря "Рождество Пречистые на Голутвине", сохранилась и восстановлена. Правда все ценные иконы были переданы в Третьяковскую галерею и обратно не вернулись.
В середине 17 века в Голутвинской слободе числилось 77 дворов. Основными занятиями местных жителей были дровяная и лесная торговля, заготовка пиломатериалов, перегонка плотов и лодок, обслуживание речных пристаней...
В 19 веке коммерческим освоением Голутвина занялись родоначальники знаменитых купеческих династий Третьяковых и Рябушинских. В 1840-х годах здесь появились первые фабрики и различные производственные помещения.
В Голутвинских переулках неподалеку от церкви Николая Мирликийского уцелел очень старый, запущенный дом, давно ожидающий реконструкции. Постройка типичная не только для старой Москвы, но и для Подмосковья, и для провинциальных городков средней России.... Кирпичный первый этаж, деревянная надстройка - жилище купцов средней руки, мастеровых или зажиточных крестьян... Фото сделано несколько лет назад, но реставрация особняка еще не завершена.
Примерно так же выглядит дом кузнеца на реконструированных сельских улицах в заповеднике Коломенское:
От дома в 1-м Голутвинском переулке коломенский дом кузнеца отличается только большей ухоженностью...
Но голутвинский дом особенный. Это родовое гнездо купцов Третьяковых, в котором родились и провели детские годы знаменитые братья, основавшие Третьяковскую галерею:
Жили тогда Третьяковы скромно, но им принадлежала чуть ли не половина строений в 1-м Голутвинском переулке: дома, лесные склады, Третьяковские бани и т.д.
Ну и прихожанами церкви, стоявшей за их забором, они конечно являлись...
Храм Николая Мирликийского и восстановленный дом священника, а из-за храма робко выглядывает дом Третьяковых...
Церковь с участком ныне отдана под Китайское православное подворье
На фоне современной застройки Якиманки она не так уж и заметна, но ее огороженный двор "выдается" прямо в аллеи парка Музеон, и тут ее не потеряешь.
После завершения реставрации дом Третьяковых стал таким:
Теперь тут размесился филиал Третьяковской галереи - музей братьев Третьяковых
Пока в Голутвино размещался стадион, здесь было много спортивных праздников...
Спортивный праздник на Москве-реке, 1926 год. Вид с Пречистенской (Кропоткинской) набережной
Ныне вид поменялся до неузнаваемости... Ярмарка художников, взгляд издалека, с другого берега реки
Новое здание Третьяковской галереи на Крымской набережной
Это здание оказалось типичным советским долгостроем... Решение о его строительстве было принято еще в 1950-х годах. Вернее, в 1956 году Совет министров СССР принял постановление о строительстве двух зданий - нового здания для Третьяковской галереи и Выставочного здания Союза художников СССР. Но вскоре было решено строить одно здания для двух объектов. Проект был выполнен в 1962-1963 годах и утверждён к строительству в марте 1964 года. Начато строительство было в 1965 году. Однако к 1977 году оказалась завершенной только часть постройки, и Центральный дом художника открылся в ней в ноябре 1979 года, а отделка помещений новой Третьяковки завершилась в середине 1980-х, и первые выставки в ней прошли лишь в 1986 году.
Основными авторами проекта здания были архитекторы Николай Сукоян и Юрий Шевердяев. Но на разных этапах в проектировании принимали участие и другие архитекторы и различные научно-исследовательские проектные институты.
Уже в 2000-х заговорили о том, что за долгие годы проект устарел, и Дом художника с новой Третьяковкой следует снести и построить на их месте что-то более современное. Уже был заказан Норману Фостеру проект гигантского круглого выставочного зала ("Апельсин"), дополненного магазинами и апартаментами. Общественность с трудом от этого отбилась.
Однако, в 2019 выставочное пространство новой Третьяковки и Дома художника объединили. И теперь, в будущем 2023 году, после запуска новых корпусов Третьяковки в Лаврушинском переулке, здание в Музеоне обещают закрыть на полную реконструкцию, лет на пять...
Но пока выставки здесь пользуются популярностью...
Заковывать Крымскую набережную в гранит начали в 1930-х годах... Фото 1935 года.
Стрелка Москвы-реки и Водоотводного канала (ее видно за спинами рабочих) с уцелевшими дореволюционными строениями Яхт-клуба, в 1990-х была "украшена" гигантской статуей Петра Первого работы Церетели...
Вид на памятник Петру и парк Музеон с Патриаршего моста
Вообще на Голутвино у власти были большие планы. Сперва там разместили стадион Автозавода им. Сталина (позже - им. Лихачева, ЗИЛ) с футбольным полем, но быстро вывели спорткомплекс в другой район.
Стадион в 1934 году (выход на Крымский вал)
Голутвино должно было превратиться в крупный административный центр, со зданиями Наркоматов (министерств), научных центров, дворцов искусств и т.д.
Здание наркомата черной металлургии, появившееся в 1936 году среди домиков старого Голутвина.
В 1936 году конкурс на возведение научного и административного комплекса зданий Академии наук в Голутвино выиграл Алексей Щусев с помощниками. И в 1939 году масштабное строительство началось... Но реализации этого проекта помешала война. А после войны к нему не вернулись.
Однако, там же, по соседству мирно существовал совершенно сельского вида колхозный рынок, любимый здешними жителями, особенно после того, как был закрыт Смоленский рынок в полутора километрах от Крымского вала. Пришлось ездить на Бабьегородский.
Фото - первая половина 1930-х...
Старый Крымский мост выглядел так... 1913 год
Но в начале 1930-х годов на Крымской набережной развернулись большие строительные работы. Сначала старый мост передвинули в сторону, чтобы не "разрывать" Садовое Кольцо. На фото - предвижка моста...
А потом началось строительство нового, просторного и современного Крымскго моста.
1936-1938 годы
Вот, что получилось...
В конце 1930-х городские власти очень серьезно занялись дорожным покрытием, превращая Крымскую набережную в магистраль, ведущую в центр города. (Даже странно, что набережная давно стала пешеходной и без проезда здесь автотранспорта легко обошлись).
1939 год
1939 год...
После открытия новой Третьяковки в 1980-х годах территория вокруг Дома художника и выставочных залов Третьяковки поначалу была неухоженной, как недавняя стройплощадка, с которой кое-как вывезли мусор. Благоустройством занялись сами художники, высаживая на субботниках первые деревья и цветущие кустарники. Вскоре подключились и московские власти, постепенно благоустраивая парковую зону.
В 1991 году сюда явочным порядком стали свозить скульптурные памятники, которые в период слома эпохи оказались ненужными. Среди них были ценные в художественном отношении произведения, и в 1992 году мэр Москвы Лужков подписал распоряжение о создании "Музея скульптуры под открытым небом".
Памятник Феликсу Дзержинскому, работы Вучетича, перенесенный в Музеон с Лубянки...
Сейчас в Музеоне собрано более 650 скульптур, и не обязательно это памятники вождям или идеологические композиции... Можно обнаружить Есенина и несколько Пушкиных, футболиста в воротах, сказочных персонажей, деда Мазая с зайцами (и забравшимся в лодку посторонним туристом)...
В Музеоне бьют фонтаны...
Вдоль набережной тянется выставка-ярмарка картин художников, где можно приобрести что-то по вкусу...
Жизнь на ней не замирает до позднего вечера...
И Музеон - это просто прекрасное место для гулянья...
Мамы с колясками...
Любители роликов...
Велосипедов...
Можно просто отдохнуть у реки на лавочках, шезлонгах или раскладных стульях...
В Музеона проходят фестивали...
Выставки цветов...
Мастер-классы по танцам, аэробике, йоге и т.д.
Работают кафешки и поют уличные музыканты...
Хорошее место для отдыха получилось!