Евфросиния Полоцкая

Oct 01, 2013 13:14



Евфросиния Полоцкая (1100-е гг. - 1173), в миру Предслава, древнерусская княжна, подвижница православия, святая Русской Православной церкви

Полоцкая княжна Предслава была дочерью князя Святослава Всеславича (в крещении - Георгия), правнука равноапостольного князя Владимира Крестителя. Ее отец вместе с братьями и другими родственниками принимал участие в княжеской междоусобице, добиваясь передела русских земель и городов между Рюриковичами. Братья жестоко воевали друг с другом и успели много нагрешить. Предслава, с раннего детства чувствовавшая тягу к мирной, безгрешной жизни, поняла, что должна отмолить у Бога грехи отца и других родственников.
Девочка была так хороша собой, что уже в двенадцать лет к ней сватались, но она, узнав, что ее собираются обручить с одним из князей-соседей, сбежала из дома и нашла приют в монастыре, где игуменьей была ее тетка, вдова погибшего в междоусобных войнах Романа Всеславича. Вскоре Предслава попросила, чтобы ее постригли в монахини. Игуменья колебалась - ведь девочка была еще так юна, если не сказать, мала, и так красива… Но Предслава настояла на своем и постриглась в монастырь под именем Евфросинии.
Вскоре она попросила благословения у полоцкого епископа Илии на затворничество и, уединившись в келье при Софийском соборе Полоцка начала «книги писати своими руками». Переписанные ею священные книги она отдавала на продажу - те, кто желал обрести себя в вере, собирали подобные рукописные фолианты, как величайшую ценность. Деньги, вырученные от продажи книг, она отдавала бедным. Впрочем, с «миром» она почти не общалась, посвятив себя Богу, вопросы получения и распределения «мзды» за ее труды по просьбе молодой монахини решали другие люди.



Макет реконструкция Софийского собора в облике 11 века

В 1128 году монахиня Евфросиния получила божественное откровение - оставить затворничество и основать новый женский монастырь в Сельце, где в местной церкви по традиции погребали полоцких епископов. Спасо-Преображенский женский монастырь с каменным храмом в Сельце стал первым детищем Евфросинии (монастырский каменный собор по праву был признан одной из жемчужен древнерусской архитектуры).
По легендам и преданиям, во время строительства собора Евфросиния творила чудеса. К примеру, когда кончались кирпичи для строительных работ, она начинала молиться с ночи до утра, и утром кирпичи для продолжения работы появлялись неизвестно откуда. «Бог, даровавший нам большее, даровал и это, меньшее», - говорила она.



Полоцкий Свято-Евфросиниевский монастырь (автор фото yakaev.livejournal.com)

В монахини она постригла также родную сестру Градиславу (в монашестве - Евдокию) и двоюродную Звениславу (в монашестве Евпраксию). Обе княжны пожертвовали на строительство монастыря все свое имущество, украшения и «многоцветные ризы». Монахинями стали и две ее племянницы Кириния и Ольга, к огорчению их отца, брата Евфросинии Вячеслава, не желавшего дочерям такой судьбы. Но сестра уверила его, что обе девочки «жизнью своей угодят Христу», и князь не посмел возразить.
Для сестер обители была создана специальная школа, в которой их обучали грамоте и «книжной премудрости». «Вот я собрала вас ради имени Господа, - говорила Евфросиния послушницам, - подобно тому, как птица собирает птенцов под крылья свои, я собрала вас, как овец Божиих на луг божественный. Паситесь же на заповедях Господних, возрастайте в добродетелях от силы в силу, чтобы я с радостию, а не с печалью заботилась о спасении вашем и чтобы я возвысилась душой, видя духовные плоды трудов ваших».
Но главным в деятельности Евфросинии была разработка тех основ и принципов монашеского подвижничества, которые на долгие века стали руководством для тех, кто решался посвятить свою жизнь Богу. Даже когда в начале ХХ века великая княгиня Елизавета Федоровна занималась составлением уставов основанной ей Марфо-Мариинской обители, она во многом опиралась на наследие Евфросинии Полоцкой.



Мать Евфросиния была настолько почитаема на Руси, что еще долгие годы женщины из княжеских семей, принимая монашеский постриг, принимали чаще всего и имя Евфросинии.
Со временем Евфросиния построила в Полоцке еще один каменный храм - Пресвятой богоматери, основав при нем мужскую обитель.
Киевские, черниговские и полоцкие князья продолжали драться за власть, а Евфросиния, именовавшая княжескую усобицу «тьма разделения», делала все, чтобы установить мир и в княжеском роду, и с соседями-властителями. С византийскими правителями у нее всегда сохранялись хорошие отношения, еще более укрепившиеся, когда князь Мстислав Киевский выслал в Византию ее брата и отца. Она обратилась к константинопольскому патриарху с просьбой прислать для ее обители копию (список) чудотворной иконы Божьей Матери Ефесской, написанной по преданию евангелистом Лукой. Ее просьба была выполнена.



Ефесская (Корсунская) икона Божией Матери
Везли икону в Полоцк через город Корсунь, черноморские ворота Древней Руси; там по просьбе жителей икона пробыла целый год в местном храме, пока верующие из южно-русских земель совершали к ней паломничество. После этого на Руси икону стали называть Корсунской. Полвека спустя этой иконой благословили брак Александра Невского и полоцкой княжны Александры.

Пока отец и брат Евфросинии находились в византийской ссылке, делами в Полоцке заправляла ее мать, а после смерти матери за отсутствием других представителей княжеского рода государственные дела в княжестве пришлось вести игумении Евфросинии, пользовавшейся непререкаемым авторитетом. Когда ссыльные князья вернулись, они нашли Полоцк в таком порядке и процветании, каких прежде никогда не бывало.
Почувствовав приближение своей кончины, Евфросиния вместе с братом и сестрой отправилась в паломничество в Палестину ко Гробу Господню, привезла с собой богатые дары и попросила чтобы ее погребли на Святой Земле при Иерусалимском храме Пресвятой Богородицы. И вскоре она действительно скончалась, завершив свой земной путь на Святой Земле. Ее завещание было исполнено - в Иерусалиме русскую игуменью и похоронили.
Но через 14 лет после упокоения Евфросинии Полоцкой Иерусалим захватил султан Саладин, приказавший всем христианам покинуть город. Монахи русского монастыря, боясь осквернения ее могилы, вывезли мощи Евфросинии в Киев и погребли в Киево-Печерской Лавре. Она оказалась первой из русских монахинь, погребенных в Лавре.
В ХIII веке Полоцк захватила Литва, и на землях Полоцкого княжества началось насаждение католической веры, продолжавшееся несколько веков. Построенная Евфросинией церковь Спаса в 1579 году была передана королем Речи Посполитой Стефаном Баторием иезуитам.
Лишь в середине ХIХ века Полоцкая православная епархия была восстановлена. Верующие Полоцка стали добиваться возвращения в город святых мощей своей небесной заступницы. Но только в 1910 году настоятельница Марфо-Мариинской обители Елизавета (великая княгиня Елизавета Федоровна), пользуясь своей близостью к царской семье смогла добиться, чтобы мощи Евфросинии были возвращены на Белую Русь, в Полоцк. Тогда же состоялась и официальная канонизация святой Евфросинии Полоцкой.



Рака с мощами преподобной Евфросинии в Спасском соборе Полоцка, 1910 год

В 1922 году раку с мощами преподобной Евфросинии разорили большевики. Было составлено заключение: «Труп мумифицировался вследствие благоприятных почвенных условий». Мощи были отправлены в Москву на выставку атеизма, потом превратились в экспонат краеведческого музея Витебска… Драгоценную раку конфисковали. Но, несмотря на варварские условия, мощи оставались нетленными.
В 1943 году, в период немецкой оккупации, завоеватели неожиданно разрешили перенести мощи святой Евфросинии в исторический Спасский собор (линия фронта проходила в 36 км от Полоцка, и оккупационным властям не хотелось в такой момент разжигать в населении ненависть, обострявшую партизанскую войну). Мощи были доставлены из Витебска в Полоцк и крестным ходом перенесены в основанный преподобной Евфросинией храм. Участвовать в церемонии было разрешено лишь двадцати лицам, но верующих собралось гораздо больше. Оккупационные власти не решились на разгон процессии. Участники крестного хода, оставившие воспоминания о торжестве, говорили, что радость, горечь, боль и обида были перемешана в их душах в этот день, и многие плакали, не переставая.
Восстановление монашеской обители святой Евфросинии было начато лишь в 1992 году. Но к нашим дням она приведена в полный порядок.
Память подвижницы православия связывает воедино разъединенные ходом истории города Древнерусской земли - Киев, Полоцк и Москву. Ведь и при жизни Евфросиния Полоцкая стремилась привести к согласию и примирению русских людей.



Памятник Евфросинии Полоцокой (фото с сайта http://www.nemiga.info/belarus/polotsk/history-polotsk-old.htm)

Белоруссия, Древняя Русь, православие, история, соборы, храмы, памятники, иконы, монастыри, святые

Previous post Next post
Up