Мария Бочкарева, героиня Первой мировой: жизнь до и после

Mar 12, 2013 19:20

Об организации Женского ударного батальона смерти, немалую роль в которой сыграла Мария Бочкарева, известно много. Но о личной жизни "женщины-воина" почти не пишут, и у многих знатоков истории возникает ощущение, что Мария была лишена внимания со стороны противоположного пола, задавила в себе все женское и вообще мечтала "стать мужчиной". Это не так. Мария успела и замужем побывать, и сильную страсть к мужчине познать, только счастья ей это не принесло. Мария никогда не забывала этих страниц своей жизни, и даже имя Яшка, которым она назвалась на войне, было не случайным.


Мария Бочкарева (вторая слева) с бойцами Женского ударного батальона

Мария Фролкова родилась в 1889 году в простой крестьянской семье. Вскоре ее родители решили перебраться из Новгородской губернии в Сибирь и осели под Томском. Успехом девушка пользовалась с ранней молодости и в 16 лет вышла замуж за рабочего Афанасия Бочкарева. Увы, муж сильно пил, и тянуть семью пришлось Марии. Крепкая молодая женщина устроилась на тяжелую физическую работу, за которую, правда, хорошо платили - укладчицей мостовой. И быстро сделала карьеру, выделяясь среди малограмотных и пьющих дорожных рабочих. Ее сделали помощником десятника. Однако, как только Мария заболела, надорвавшись на работе, ее место отдали другому. А муж, привыкший к сытой благополучной жизни, требовал денег и бросался на жену с кулаками. На семье пришлось поставить крест.
Вскоре молодая женщина без памяти влюбилась в некоего Янкеля (Якова) Бука, мясника, который на поверку оказался бандитом и промышлял разбоем. После того, как он в 1913 году попал под суд, Мария отправилась вместе с возлюбленным по этапу в Якутск. Но испытания не всегда сплачивают влюбленных... Между Марией и Яшкой начались ссоры, тем более, что и в ссылке он продолжал заниматься темными делами. В рапорте начальника местной полиции говорилось: "Сожительница Бука Бочкарева в одну из минут откровенности, вызванной временным раздором с ним, открыла целый ряд преступлений, совершенных Буком в Забайкалье; здесь фигурируют крупные и мелкие кражи, сбыт и прием краденого и даже разбойное нападение на почту". Яшку снова посадили, а Мария, опомнившись, принялась хлопотать о его освобождении, дойдя с прошениями до губернатора Якутска Крафта. Тот обещал помочь в обмен на ночь любви. Мария согласилась, но вернувшись наутро домой, приняла яд. Ее успели спасти. Губернатор сдержал слово, и Бук был выпущен из камеры под надзор полиции. Пережитая Марией драма совершенно не растрогала ее возлюбленного. Узнав, какой ценой была оплачена его относительная свобода, Яшка жестоко избил Марию и пообещал при первом удобном случае зарезать сластолюбивого губернатора.


От греха подальше Крафт выслал беспокойную пару в глухое эскимосское селение Амга. Мария оказалась там единственной русской женщиной среди аборигенов. Бук по-прежнему считал ее виновницей своих несчастий и частенько избивал. Мария в слезах, с заплывшим лицом убегала и отлеживалась в чуме у сердобольных эскимосов, проявлявших к ней большое сочувствие. Неудивительно, что она готова была порвать с Яшкой.
Урядник, заезжавший в Амгу с полицейским осмотром, в августе 1914 года привез известие о начале войны. Мария решила отправиться на фронт, коренным образом изменив свою жизнь. Ближайшая воинская часть стояла в Томске, и добраться туда Мария смогла лишь в 1915 году. Но когда она появилась в части с просьбой зачислить ее в резервный батальон солдатом, странную бабу просто вытолкали за ворота. Мария в отчаянии отправила телеграмму по адресу: "Петербург. Государю императору...", и к всеобщему удивлению получила ответ, в котором давалось высочайшее разрешение на зачисление женщины в вольнонаемные солдаты с последующей отправкой в действующую армию. Через 3 месяца Мария Бочкарева оказалась на передовой под Молодечно.
На фронте она назвалась Яшкой, в память о возлюбленном. Сперва баба-солдат вызывала лишь насмешки, но постепенно они сменились уважением. Пол свой Бочкарева не скрывала, но никаких романов с сослуживцами не крутила и вела себя как храбрый самоотверженный воин. Она участвовала в рукопашных схватках, ходила в штыковую атаку, в разведку, выносила раненых из-под огня, несколько раз была ранена. Два ранения были очень тяжелыми, но Мария выживала и возвращалась в свой полк. Ей присвоили звание сначала младшего, потом старшего унтер-офицера. Теперь у нее в подчинении было подразделение из 70 человек. За доблесть она была награждена Георгиевским крестом и тремя медалями. О Бочкаревой все чаще писали в газетах, на фронт прибывали корреспонденты, чтобы взять у нее интервью. Слава молодой фронтовички росла с каждым днем. Множились и подвиги, и награды. Мария стала полным Георгиевским кавалером.
Наступил 1917 год. Февральская революция обострила и без того сложную обстановку на фронте. Председатель Государственной Думы М.В. Родзянко, встретившись с Бочкаревой, предложил ей приехать в Петроград и выступить перед членами формировавшегося Временного правительства. Мария выступала перед политической элитой страны в Таврическом дворце, в Зимнем, встречалась с Брусиловым, с Керенским... Она требовала создать ударное женское подразделение для защиты Родины.



Женский батальон

Временное правительство поддержало эту идею. За первую же неделю в батальон записалось свыше 2 тысяч доброволок; были приглашены опытные инструкторы для военной подготовки женщин.


Ударницы осваивают приемы рукопашной схватки

Марию Бочкареву назначили начальником (не командиром, ибо чином не вышла, но начальником) женского батальона. Она ввела в подразделении железную дисциплину и не церемонилась с подчиненными дамами. Недовольные жаловались командующему Петроградским военным округом генералу П.А. Половцеву. Генерал вспоминал: "Она, свирепо и выразительно помахивая кулаком, говорит, что недовольные пусть убираются вон, что она желает иметь дисциплинированную часть". В батальоне наметился раскол...

Продолжение следует.

Мария Бочкарева, Женский ударный батальон, история России, Первая мировая война

Previous post Next post
Up