Про ГЭС-2 я посмотрела репортаж, похоже, неплохо получается. Но как их с Храмом включать в общую зону, если они стоят на разных берегах реки? Впрочем, "нам нет преград ни в море, ни на суше..."! А ступени, амфитеатром спускавшиеся к воде, у исторического Храма были... Булгаков их увековечил в "Мастере..." Храма как такового в булгаковской Москве уже нет, но остались его следы, его тень... В сцене погони Ивана за нечистой силой, когда он, воинствующий безбожник, уже догадывается, с кем имеет дело, и прихватывает в домике на Остоженке бумажную иконку, как эфемерную защиту, ноги сами приводят его на набережную, где недавно стоял Храм. "Через самое короткое время можно было увидеть Ивана Николаевича на гранитных ступенях амфитеатра Москвы-реки". Загадочный "амфитеатр" - это ступени лестницы, спускавшиеся от Храма к реке, где прежде устраивалась Иордань, символическая купель, у которой отмечался праздник Крещения. Это было то немногое, что осталось после уничтожения Храма. То, что поэт именно здесь неизвестно зачем кидается в холодную воду, рискуя, "что не удастся, пожалуй, выскочить на поверхность", - не случайно. Булгаковеды считают, что Иван неосознанно принимает крещение, ставшее первым шагом к его духовному обновлению. Но если теперь амфитеатр восстановят и соединят с чем-то еще в единую зону, вся мистика пропадет.
А ступени, амфитеатром спускавшиеся к воде, у исторического Храма были... Булгаков их увековечил в "Мастере..."
Храма как такового в булгаковской Москве уже нет, но остались его следы, его тень... В сцене погони Ивана за нечистой силой, когда он, воинствующий безбожник, уже догадывается, с кем имеет дело, и прихватывает в домике на Остоженке бумажную иконку, как эфемерную защиту, ноги сами приводят его на набережную, где недавно стоял Храм. "Через самое короткое время можно было увидеть Ивана Николаевича на гранитных ступенях амфитеатра Москвы-реки". Загадочный "амфитеатр" - это ступени лестницы, спускавшиеся от Храма к реке, где прежде устраивалась Иордань, символическая купель, у которой отмечался праздник Крещения. Это было то немногое, что осталось после уничтожения Храма. То, что поэт именно здесь неизвестно зачем кидается в холодную воду, рискуя, "что не удастся, пожалуй, выскочить на поверхность", - не случайно. Булгаковеды считают, что Иван неосознанно принимает крещение, ставшее первым шагом к его духовному обновлению.
Но если теперь амфитеатр восстановят и соединят с чем-то еще в единую зону, вся мистика пропадет.
Reply
Leave a comment