На Смоленке...

Jul 18, 2020 12:56

Смоленская - место, хорошо известное и москвичам и гостям Москвы. Но не все знают, что еще относительно недавно эти места выглядели совсем иначе, а архитектурный облик Смоленки складывался достаточно стихийно, под влиянием множества факторов...



Начнем с того, что на Смоленской площади издавна располагался рынок, один из крупнейших в Москве. Здесь был конечный отрезок старой Смоленской дороги, по которой в Москву привозили провизию, сено и прочие необходимые вещи. А на нынешней Смоленской набережной была дровяная пристань, на которую по Москве реке приходили  дрова и лес, также поступавшие на ближний рынок. Изначально торгово-рыночной улицей был весь Арбат (куда вливалась Смоленская дорога) до Арбатских ворот, но когда в 1591-92 годах по приказу Бориса Годунова Москву обнесли очередной линией защиты - земляным валом со рвом, заполненным водой, и пятиметровой дубовой крепостью поверху сооружения, у Смоленских ворот Земляного города окончательно сформировался рынок. Протяженность вала была около 16 км, в нем насчитывалось 34 выездные башни с воротами, не считая глухих башен. Но именно у Смоленских и еще у Сухаревских ворот на севере города возникли большие рынки.

Вал стал границей города, за которой взимали более высокие пошлины, торговать перед воротами было выгоднее, чем на городской территории, вот так и повелось...
Во время Смуты дубовую крепость на Земляном валу сожгли, но при первых Романовых вал надсыпали и укрепили частоколом из заостренных бревен. К 18 веку оборонное значение вала было утрачено, его стали постепенно разбирать и разравнивать. На месте бывшей крепости появлялись улицы и площади... В 1812 году почти все строения на Смоленке выгорели. Но рынок продолжал жить век за веком.
Москву после Наполеоновского нашествия восстановили, в 1816 году в ходе реконструкции начали убирать последние остатки вала и рва, объединив новые улицы в кольцо, протянувшееся на месте круговых укреплений... К 1820-м годам на этом участке Садового Кольца разбили бульвары - Зубовский, Смоленский и Новинский. Но Смоленскую-Сенную так и оставили свободной, под рыночную торговлю.
В новом 20 веке город начали сотрясать революции - 1905, 1917... В этих местах обычно шли уличные бои. Но Смоленский рынок благополучно дожил до советского времени и даже был увековечен Ильфом и Петровым - именно здесь пьяный Киса Воробьянинов после неудачного кутежа в "Праге" разбрасывал бублики, купленные у припозднившейся торговки.
После революции на рынке появился особый "французский ряд" на котором, болтая между собой по-французски, торговали дамочки из "бывших", продававшие уцелевшее серебро, горжетки и бальные туфельки, чтобы выжить.



Правая часть рынка в сторону Новинского бульвара была отдана продовольствию, которое крестьяне привозили сюда на возах и часто с возов и торговали. Фото 1913 года...

Но конечно, на рынке и с рук, и в лавках можно было купить и разнообразные промышленные товары.



Этот двухэтажный домик с пивной лавкой как ни странно уцелел и даже отреставрирован, хотя пивной в нем давно нет...



Левая часть рынка в сторону Смоленского бульвара была отдана дровам и сену. Недаром название этой части Садового Кольца - Смоленская-Сенная площадь... Возы с сеном на Смоленке, 1913 год
Смоленская и Смоленская-Сенная площади так тесно примыкают друг к другу, что трудно определить, где именно проходит граница. А для пущей путаницы у Смоленской-Сенной еще и сквозная нумерация домов со Смоленским бульваром... Впрочем, в обиходе обе площади называют Смоленская, не делая различия.

Архитектурный облик этих мест тоже определял рынок - на площади и в переулках вокруг рынка строились соответствующие здания - лавки, трактиры, рюмочные, постоялые дворы... Но были и ценные архитектурные сооружения, например, церковь Смоленской Божьей матери на углу Плющихи и Смоленской улицы, главное здание которой было возведено в 17 веке, в 1689 - 91-х годах...



Вид на церковь со стороны Смоленской улицы

Главное здание уцелело при Наполеоне. Приделы 18 века пострадали в пожаре 1812 года и после войны были отстроены заново. Тогда же в 1819 году была возведена новая колокольня с чертами господствовавшего в послепожарной застройке стиля ампир.
Церковь считалась купеческой и была довольно богатой. Даже советскую комиссию, изучавшую церковь в 1920 году, поразила красота внутреннего убранства, большой позолоченный иконостас, иконы в драгоценных окладах...



Внутренний вид церкви в 1920-х годах...

Многие образа и предметы церковной утвари были взяты под охрану как ценные художественно-исторические предметы. Увы, в 1929 году церковь Смоленской Божьей Матери закрыли, а в 1933 году снесли. Только четыре иконы и три старинных Евангелия были переданы в музейный фонд, да еще несколько икон перенесли в соседнюю церковь Николы на Щепах у бывшей дровяной пристани (и эту церковь тоже вскоре закрыли, превратив в пуговичную фабрику).
Все остальное убранство церкви Смоленской Божьей Матери "утилизировали" - иконы, драгоценную церковную утварь, старинные священные книги, уникальные колокола 18 века...



Церковь в процессе разборки. Уже нет куполов и пр., но благородный облик храма еще не утрачен...



Непривычный для нас вид с Бородинского моста... Его оформление, выполненное в 1912 году к столетию войны 1812 года узнаваемо, а архитектурное окружение нет. Как будто чужой город... А перед нами Смоленская набережная...
Видна старообрядческая церковь Святого Николы на Варгунихиной горе Николо-Смоленской общины. Построена она была в 1911 году в древне-русском стиле В. Адамовичем и В. Маятом. Маят много строил в районе Смоленки, и очень по-разному. Сообразно историческим периодам.



Разборка старообрядческой церкви Святого Николы



В 1906 году на углу Смоленской площади и Смоленской улицы появился доходный дом в стиле модерн со скульптурным декором - ветвями винограда и павлинами (архитектор Владимир Шервуд). Не все архитектурные украшения сохранились в годы бурной московской истории, но все же дом довольно благополучно дожил до наших дней, перестав, впрочем быть жилым.
В левой части снимка мы видим застройку на том месте, где теперь скверик перед зданием МИД. Рыночные небогатые гостиницы и лавки...

К середине 1930-х на Смоленке, окончательно освобожденной от следов рынка, развернулось строительство первой очереди метро. Кроме воспетой первой линии от Сокольников до Парка Культуры была построена ветка от Улицы Коминтерна (Калининской, Александровского сада) до Смоленской. В 1937 году ее продлили до Площади Революции с одной стороны и до Киевской с другой. Ныне почти вся ее старая часть превращена в начальные станции Филевской линии.
На Смоленской появились в 1935 году два изящных павильона метро - один прямо на Садовом Кольце, второй среди домов у Проточного переулка. К сожалению, в силу обстоятельств оба павильна не уцелели.



Павильон на месте бывшего Смоленского рынка. Он был снесен еще до войны в ходе реконструкции Садового Кольца, когда бульвары и сады вырубили, устроив на их месте широкую магистраль, залитую асфальтом.



За павильоном вдалеке видна зелень Новинского бульвара...



Второй павильон метро у Проточного переулка



Внутреннее оформление



В годы войны район Смоленской сильно бомбили...



Аэрофотосъемка бомбежки Москвы, сделанная офицером Люфтваффе
Хорошо видно, что вся местность от Парка культуры до Арбата укутана дымами...

Бомбежки были страшные, особенно в июле-ноябре 1941, когда немцы шли на Москву - практически каждую ночь. И разрушений было много. На Арбате в щепки разнесли особняк Оболенских, памятник архитектуры в стиле ампир, театр им. Вахтангова. На месте высотного здания МИДа на Смоленской площади были невысокие жилые дома. Они тоже пострадали.
Но самым кровавым был взрыв в метро на станции Смоленской Филевской линии (тогда линия шла, напомню, только до Киевской, на Фили протянули позже). В метро народ спускался как в бомбоубежище, хотя линия не глубокая. И в ночь с 22 на 23 июля 1941 года мощная бомба пробила подземные перекрытия и взорвалась внутри метро. Было много жертв... Открытый метромост от Смоленской к Киевской тоже в 1941 пробили бомбой.
После войны городские власти решили, что разбомбленный участок ненадежный, все может рухнуть, и построили дублирующую ветку метро, более глубокую, от Арбатской до Киевской. В 1953 году пустили в ход. А пострадавшую ветку закрыли и оставшийся наземный вестибюль разобрали.



Уже закрытый павильон метро Смоленская рядом с новым жилым домом. Когда Н.С. Хрущев решил строить наземное метро в Фили, сохранившиеся станции расконсервировали и протянули ветку от них. Но вход на Смоленскую Филевской линии сделали с первого этажа соседнего дома.



Несмотря на открытие метро, Смоленская оставалась крупнейшей транспортной развязкой для трамваев. Они шли не только вдоль Садового кольца по внешней и внутренней стороне, но и с Арбата на Плющиху и Пироговскую, за реку в Дорогомилово, к Киевскому вокзалу...



Довоенное фото Торгсина ("Торговля с иностранцами"), где продавался различный дефицит за валюту и в обмен на золото. Здание в стиле конструктивизм 1928 года постройки (архитекторы Владимир Маят и Вячеслав Олтаржевский) на углу Арбата. Сюда заявились булгаковские Коровьев с Бегемотом с якобы "полным примусом валюты" и устроили погром... Одна из самых ярких сцен "Мастера и Маргариты" разворачивалась за этой дверью...
Позже магазин превратился в общедоступный Смоленский гастроном.
Справа - старая застройка на месте высотного здания МИД, те домики, что частично пострадали в войну.



В 1937 году по Садовому Кольцу пустили троллейбусы и паутина трамвайных путей на Смоленской площади исчезла. Троллейбусы "Б", ласково прозванные "букашками" (как и прежде трамваи с той же литерой), ходили по Садовому Кольцу до наших дней, и только при Собянинской реконструкции уступили место автобусам, как более маневренным с учетом вечных московских пробок.



После войны наступило время сталинских высоток. Один из высотных домов, построенный для аппарата МИД, расположился как раз на Смоленской-Сенной.
На фото - уже возведенный высотный дом и остатки старой застройки Смоленской площади и Мухиной горы, спускавшейся переулками к Москве-реке... То, что уцелело от Ростовских переулков и Ростовской набережной.



Проект переустройства Ростовской набережной разрабатывался еще до войны под руководством академика архитектуры Щусева. Позже была воплощена только центральная часть в виде полукруглого дома...



Церковь Живоначальной Троицы и старинные лавки со стороны Арбата у Смоленских ворот в конце 19 века. За храмом - Денежный переулок и угловой дом, еще не надстроенный, в котором ныне музей Андрея Белого...
Этот квартал и занят зданием МИД.

Старинную церковь Живоначальной Троицы, веками занимавшую это место у Смоленских ворот, снесли еще в начале 1930-х годов. В конце 1940-х убрали остатки уцелевших при бомбежках домиков и старых лавок, и к 1953 году возвели грандиозный высотный дом (архитекторы Владимир Гельфрейх и Михаил Минкус). Административное здание Общества пролетарского туризма, которое до того успели построить в конце Арбата, "вписали" как боковое крыло здания МИД.
Кстати, официальный адрес здания МИД - именно Смоленская-Сенная площадь, хотя остановку рядом с ним объявляют как просто Смоленскую площадь.



Один из докарантинных праздников на Арбате (конкурс блондинок). Впереди слева - здание бывшего Общества пролетарского туризма, ставшее корпусом МИД.



Уцелевшая от Смоленского рынка застройка совершенно не гармонировала с высотным домом... Вид от четной стороны Смоленской улицы.



Естественно, старые домики начали сносить. На фото - обреченные на снос дома на месте нынешнего скверика напротив здания МИД,



Интересное старое фото, сделанное из автомобиля... Снос домов на Смоленской идет вовсю. Подземного перехода у МИДа еще нет, и пешеходы шныряют под колесами машин...



Скверик напротив МИДа разбили только в начале 1960-х...
Сначала он не был образцом ухоженности.





Смоленская улица после некоторой расчистки выглядела так... Вид с Бородинского моста. (Трамвай свернул сюда с Плющихи, там трамваи еще какое-то время ходили).

Архитектору высотного дома Гельфрейху переустройство Смоленской улицы виделось как-то так:


Но в период "борьбы с архитектурными излишествами" его значительно упростили...



В 1962 году началась еще одна масштабная стройка - возведение Нового Арбата (Калининского проспекта), башни которого нависли над Смоленской в архитектурной перспективе.
На переднем плане - еще открытый ветру и дождю вход в подземный переход, бывший когда-то входом на старую станцию метро Смоленская. Ныне  его закрыли павильоном, соединившим два старых торговых здания Смоленского рынка.





Угол Нового Арбата и Садового Кольца. Когда-то здесь заканчивалась площадь Смоленского рынка и начинался Новинский бульвар...

В 1960-х пришел черед и полной перестройки Смоленской улицы.


Сначала появились дома на четной стороне, а в 1970-х два типовых корпуса-стекляшки гостиницы Белград и дома на нечетной стороне, поглотившие Первый Ростовский переулок...





Получилось вот так... Застройка сохранилась полностью, улицу только благоустроили и засадили зеленью. Два корпуса гостиницы Белград ныне - два независимых отеля, Золотое Кольцо и Азимут. Не из самых дорогих. Хотя они в Центральном округе, но планировка скромная.



Строили для того времени добротно, но без всякой архитектурной изюминки...



Рельеф улицы более-менее выровняли, хотя перед поворотом на Плющиху приходится подняться вверх по лесенке, напоминающей, что когда-то здесь была Мухина гора.



Высотный дом на Смоленке живее всех живых. Это на века...



Скверик перед МИДом теперь ухоженный, с клумбами, с зеленью...



На Новый год его празднично оформляют...



Правда в конце скверика не так давно появился памятник Евгению Примакову работы скульптора Георгия Франгуляна. С художественной точки зрения монумент пришелся по вкусу не всем, но собственно от МИДа и с площади его почти не видно, местность идет под уклон к реке. Вот разве что из окон высотки, но это для своих...



Открытие памятника Примакову в октябре 2019 года



На месте старых рыночных магазинчиков и некогда знаменитой Смоленской аптеки в 1998 году появился Смоленский пассаж. Часть здания вдоль Садового Кольца стилизована под старую застройку, но это лишь имитация. Павильончик Обувь рядом с ним (в сторону Проточного переулка) уступил свое место еще одному торгово-офисному центру, строительство которого уже завершается.



Вот такой облик приобрела Смоленская площадь к нашему времени... Не сказать, что вся она заполнена архитектурными шедеврами, но что-то интересное все же есть...

транспорт, Арбат, Садовое Кольцо, история России, история Москвы, метро, старая Москва, Смоленская площадь, трамвай, торговля, Смоленская улица, бульвары, Смоленский бульвар, Хамовники, архитектура

Previous post Next post
Up