Чтобы не скучать на карантине-11

Jun 02, 2020 20:07



Мы уже говорили о воспоминаниях потомка знатного княжеского рода Сергея Михайловича Голицына "Записки уцелевшего". Но сегодня, когда мы отметили годовщину Победы, хочется вспомнить его военные мемуары "Записки беспогонника".
Слово "беспогонник" явно перекликается с другим - "золотопогонник"; так до войны, пока в Красной Армии тоже не ввели погоны, презрительно называли офицеров царских времен.
Военная служба "во славу российского оружия" была уделом большинства мужчин из рода Голицыных, в котором насчитывалось 17 воевод, 50 генералов и адмиралов и 2 фельдмаршала.
Возможно, и у Сергея Михайловича при других обстоятельствах военная судьба сложилась бы иначе, но фактически пройдя всю Отечественную войну, он не поднялся в чинах... Зато был награжден за героизм.
Начало войны он встретил на строительстве очередной ГЭС, где работал топографом. В то время подобные стройки относились к системе НКВД и были полувоенными. Там работали и заключенные, и "неблагонадежные", находившиеся под присмотром "органов", что накладывало свою специфику на рабочие отношения.
У Голицына сохранилась обида на начальника отдела кадров - оказалось, до войны высокое начальство повысило Сергея Михайловича в должности, с соответствующим изменением зарплаты, но кадровик положил приказ под сукно, продолжая изучать личное дело бывшего князя в надежде найти компромат на потенциального врага. И когда в начале войны этот кадровик повел себя недостойно, Голицын не удивился.
Конечно, у него было много обид - большая часть его семьи оказалась разгромленной, расстрелянной, репрессированной, выкинутой в эмиграцию... И не все начальники, "главнюки", как он их называл, пользовались его уважением. Но при этом вопрос о важности защиты родины и честного исполнения своего долга в военное время перед ним не вставал.
В начале войны Голицыну попалась книга Толстого "Хаджи-Мурат". И то, что было им сказано об этой книге и ее герое, проецировалось на собственную судьбу осколка аристократического рода.
"Я всегда очень любил эту повесть, а тут в обстановке начала второго месяца войны она произвела на меня особенное впечатление. Почему погиб Хаджи-Мурат? Он погиб потому, что совершил самое тяжкое преступление, какое можно только совершить, - он изменил Родине и перешел на сторону врагов. Да, у него были раздоры с Шамилем, который его оскорблял и обижал, ему грозила тюрьма. И все-таки он ни при каких обстоятельствах не должен был переходить на сторону врагов своего народа.
С такими мыслями я прошел через всю войну".

Неопределенное положение бывшего князя проявилось в его военной судьбе - он действительно прошел всю войну, но в странном, "беспогонном" статусе. Вскоре после начала боев его откомандировали на строительство оборонных сооружений под Вязьмой, откуда их небольшому, полувоенному строительному отряду пришлось отступать вместе с регулярными частями Красной Армии. С тех пор Голицын практически все время был на войне в качестве военного топографа, но только в 1943 его приписали к военной части. Он принимал участие в Курской битве, в важнейших наступательных операциях, дошел до Берлина, был награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Москвы" и др., в конце войны командовал взводом... Причем его долго отказывались демобилизовывать как ценного специалиста даже по завершении войны.
"Но все мне отвечали, что демобилизовать будут солдат, сержантов и старшин, а офицеров не будут.
- Да какой же я офицер! - восклицал я. - Я же беспогонник!
Мне отвечали, что я ИТР и приравнен к офицерскому званию, получаю офицерский паек и денежное довольствие и потому должен покориться судьбе".
Однако, когда Голицыну удалось демобилизоваться, все это оказалось забыто.

"В Москве я отправился в райвоенкомат. Офицер долго изучал мои документы, потом понес их полковнику - райвоенкому. А тот поставил красным карандашом резолюцию: «Демобилизовать солдатом!» Наверное, большего я за пять с лишним лет военной службы и не заработал. Получив военный билет, а затем и паспорт, я отправился поступать на работу".
Книга Сергея Голицына современному читателю кажется непривычной - это честный рассказ об увиденном и пережитом на войне, без приукрашиваний, без победного пафоса, без романтизма... ее порой тяжело читать. Но это не литературные фантазии, а рассказ о том, что автор увидел и пережил. И этот рассказ затягивает.
И еще один момент... Да, у Голицына были основания для обид, он не всегда высоко оценивал всех людей, с которыми сводила его судьба. Но когда начальник, раздражавший своим высокомерием, получает тяжелую рану, Сергей Михайлович, делает все, чтобы спасти, помочь, доставить этого человека в госпиталь, а потом навещать при каждой возможности, хотя это больше не начальник... но человек, и по-другому нельзя.
Мемуары людей, видевших войну "снизу", не менее интересны, чем мемуары маршалов Победы.

Сергей Михайлович Голицын. "Записки беспогонника"

аристократы, история России, Великая Отечественная война, мемуары

Previous post Next post
Up