Чтобы не скучать на карантине-9

Apr 28, 2020 20:20

Отдельные тома воспоминаний Владимира Федоровича Джунковского пришлось искать на разных сайтах. Но имеет смысл прочитать их все - этому человеку с удивительной судьбой было, что рассказать...



Владимир Федорович Джунковский происходил из семьи родовитых дворян и был сыном генерала. Естественно, он и сам мечтал о военной службе. Образование он получил в привилегированном Пажеском корпусе и был зачислен в Лейб-гвардии Преображенский полк, командовал которым брат Александра  III великий князь Сергей Александрович.
Когда Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором в Москву, он предложил молодому толковому офицеру поручику Джунковскому должность своего адъютанта.
Джунковский оказался прекрасным помощником, Сергей Александрович высоко ценил его деловые качества, но по части чинов и продвижения по служебной лестнице подчиненного не баловал - Джунковский очень устраивал шефа именно на своем месте и в своей должности. За 13 лет службы на этом посту Владимир Федорович поднялся в чинах лишь до капитана, оставаясь все в том же положении адъютанта губернатора. Зато он оказался причастен ко всем важнейшим событиям, происходившим в этот период.
В начале 1905 года великий князь был взорван бомбой террориста Каляева, что было тяжелым потрясением для Джунковского. В мемуарах он пишет об этом сдержанно - это был один из самых горьких моментов его жизни, и вновь пережить то же эмоциональное состояние в старости оказалось нелегко... Но как человек осведомленный, он раскрыл многие важные факты этого события.

Положение самого Джунковского при этом изменилось - весной 1905 его произвели сразу в полковники, через пару месяцев назначили вице-губернатором Москвы, а еще через пару месяцев губернатором... Будучи правой рукой Сергея Александровича, он прекрасно представлял суть и тонкости губернаторства.
Население Москвы с ближними пригородами тогда составляло 1,6 млн чел. для начала 20 века это было много, Москва входила в десятку крупнейших городов мира, занимая девятое место (Лондону, Парижу, Берлину, Нью-Йорку и конечно Санкт-Петербургу ей пришлось уступить). Но население Москвы ежегодно увеличивалось примерно на 50 тыс. человек.

Как только отгремели уличные бои 1905 года ("выходящие из ряда вон беспорядки" по определению Джунковского), древняя столица быстро вернулась к нормальной жизни. Москва очень динамично развивалась, в ней бурно росла промышленность, шло современное строительство, все более разветвленным становился транспорт, все больше учреждений культуры и образования появлялось в городе...
Многие проекты курировал лично Джунковский.



Киевский (Брянский вокзал), строительство которого развернулось в годы губернаторства Джунковского

При нем было начато строительство красивейших Брянского (ныне Киевского) и Казанского вокзалов, Окружная железная дорога опоясала город, соединив 10 вокзалов между собой (ныне она восстановлена для пассажирского сообщения как МЦК и оказалась очень востребованной), трамваи практически вытеснили конку, рассматривались проекты строительства московского метро... Возводились комфортабельные жилые дома, банки, торговые здания. В городе появилась широкая телефонная сеть, строился водопровод.
Джунковский проводил автопробеги и авиаперелеты и даже сам, как председатель Московского общества авиации, поднимался в небо на Формане с авиатором Уточкиным.
В 1907 году в Москве открыл двери Коммерческий институт, в 1908 - Университет Шанявского, потом Педагогический институт... Появлялось все больше гимназий, различных школ и училищ. Синематограф наряду с новыми театрами стал обычным развлечением горожан. Открылся ряд музеев, включая Музей изящных искусств им. Александра III (ныне Пушкинский музей; Джунковский не только оказывал административную поддержку его строительству, но и был одним из жертвователей музея), а на улицах Москвы появились памятники Гоголю, Скобелеву, первопечатнику Ивану Федорову и многие другие.

Благодаря разумным действиям губернской администрации, москвичи без особых проблем справились с кошмарным наводнением 1908 года, после чего был построен Водоотводный канал и наводнения в Москве прекратились. Успешно руководил губернатор и тушением пожаров в подмосковных лесах.



Вид на Замоскворечье во время наводнения

Очень много сил Джунковский отдавал благотворительности. Ряд сиротских приютов, прежде всего - для детей осужденных преступников (где заботились о детях осужденных, чтобы не отправлять их вместе с преступными родителями на каторгу и не держать малышей вместе с уголовниками в тюрьмах), были под его попечением.
Еще одним важным направлением его деятельности была борьба за народную трезвость. Джунковский возглавлял Московское попечительство о народной трезвости, созданное по его инициативе. Благодаря этому в Москве появились первые наркологические клиники для лечения алкоголиков, антиалкогольный музей, библиотеки, дешевые чайные, а главное - народные дома (дворцы культуры), где заботились о досуге для малоимущих слоев населения. Всего их было десять, в разных районах, но особое значение Джунковский придавал Сергиевскому Народному дому, построенному по инициативе Сергея Александровича, но уже после гибели великого князя. (В советское время Сергиевский Народный дом стал дворцом культуры Электролампового завода; в нем, в частности, снимался фильм "Карнавальная ночь").
В народных домах проходили праздники, танцевальные вечера, концерты, выставки, театральные постановки. Джунковский, большой театрал и любитель оперы, имел много дружеских связей в артистической среде и организовывал для народа выступления самых лучших артистов, вплоть до солистов Большого театра, как правило, на благотворительной основе.
Он также помог реализации важнейшего благотворительного проекта - созданию Марфо-Мариинской обители милосердия по инициативе великой княгини Елизаветы Федоровны, вдовы его шефа Сергея Александровича.



Торжества по поводу столетнего юбилея Победы над Наполеоном в 1812 году

Всех поразил размах и идеальная организация торжеств в честь юбилея Победы в Отечественной войне 1812 года, главным организатором которых был Джунковский.
Было построено первое здание для Бородинской панорамы на Чистых прудах, открыта в качестве музея Кутузовская изба в Филях, собраны подлинные экспонаты и открыт музей в Бородино, на Бородинском поле установлен ряд памятников. Для устройства памятника Кутузову у дороги на Бородино Джунковский сам выкупил землю у местных крестьян, на которой и был возведен монумент. В мемориальном ключе был заново отделан Бородинский мост в Москве, ведущий к старой Смоленской дороге.

Торжества прошли с большим размахом. А ведь кроме собственно юбилейных мероприятий нужно было решить множество организационных вопросов - разместить прибывшего с Москву императора, его семью, свиту, иностранных дипломатов, делегации и депутации, сопровождавшие визит гвардейские части, решить вопросы питания, возможной медицинской помощи и т.д., благоустроить и украсить город...

Император высоко оценил работу Джунковского - никаких инцидентов, подобных Ходынке, никаких терактов, которыми так увлекались оппозиционеры, прекрасная охрана монарших особ, не мешавшая при всем том государю общаться с народом.
Николай Александрович отметил заслуги генерал-майора Джунковского (генеральский чин за заслуги был пожалован московскому губернатору еще в 1908 году) и в начале 1913 года назначил его на пост товарища (заместителя) министра внутренних дел и командира Отдельного корпуса жандармов.



В.Ф. Джунковский в рабочем кабинете

Многие считали, что Джунковский слишком порядочный человек для куратора политического сыска. Как писала газета "Утро России"
"…Мы, обыватели, пытаемся угадать, кто кого раньше переделает на свой лад: жандармы своего начальника или начальник - жандармов".

Подчиненные пытались многое скрывать от нового начальника. Например то, что глава фракции большевиков в Государственной Думе Роман Малиновский - высокооплачиваемый полицейский агент и вообще не имел права баллотироваться в Думу, так как в 1902 году у него была уголовная судимость за кражу со взломом.
Но Джунковский во всем разобрался, история с выдвижением в депутаты завербованного полицейского агента, уличенного в воровстве и судимого, показалась ему настолько грязной, что он заставил Малиновского сложить полномочия и уехать в эмиграцию.
Ряд сослуживцев ставил Джунковскому в вину, что он со своей принципиальностью оставил охранку без ценного информатора о делах большевиков.
Подробнее о провокаторе Романе Малиновском, пользовавшемся доверием Ленина и ЦК партии большевиков, можно прочитать здесь:
Часть 1. https://eho-2013.livejournal.com/122910.html
Часть 2. https://eho-2013.livejournal.com/123431.html
Часть 3. https://eho-2013.livejournal.com/124516.html



Социал-демократическая фракция Четвертой Государственной Думы. Роман Малиновский в центре с усами и кудрявой шевелюрой

Но крахом карьеры В.Ф. Джунковского стал конфликт с Распутиным. Текст секретного полицейского доклада о бесчинствах "старца" в ресторане был воспринят императрицей как гнусная клевета на Друга царской семьи и она сделала все, чтобы товарищ министра внутренних дел был снят в должности и отправлен сначала в деревню, а вскоре - на фронт Первой мировой войны.
Доклад с небольшими сокращениями и письменный "отзыв" Александры Федоровны можно прочитать здесь: https://eho-2013.livejournal.com/173956.html
С 1915 года Джунковский командовал бригадой в составе Сибирской дивизии, а позже и самой дивизией.
После Февральской революции дело Джунковского рассматривала Чрезвычайная комиссия, учрежденная Керенским. Воспоминания об этом оставил Александр Блок, работавший в составе комиссии. Джунковский невольно вызвал у него уважение.
В.Ф. Джунковский не был привлечен к суду, вернулся на фронт, был произведен в генерал-лейтененты и в начале октября 1917 года на собрании солдатского комитета был избран на должность командира Сибирского армейского корпуса.
После Октябрьской революции он был арестован в Ставке вместе с другими генералами и отправлен в Петропавловскую крепость. Есть сведения, что он был приговорен к расстрелу, но за него вступился кто-то из бывших "клиентов" жандармского отделения, ставший начальником при большевиках. Джунковского отпустили и даже назначили ему пенсию.
Однако, в 1918 году его снова арестовали, заключили в Бутырскую тюрьму (позже он был переведен в не менее знаменитую "Таганку") и в 1919 приговорили к 5 годам заключени за участие в подавлении революции 1905 года.
На свободу он вышел в 1921, досрочно. И постарался стать незаметным: работал сторожем в церкви, давал частные уроки французского языка немногим ученикам, общался с узким кругом друзей и писал воспоминания...
И все же о нем не забыли. В 1937 году 72-летний генерал снова был арестован и по приговору "тройки" НКВД в 1938 году расстрелян на Бутовском полигоне.

Его воспоминания, публикация которых началась в 1997 году, представляют большой интерес, хотя писались они в советское время, в советской Москве, и многие факты изложены суше, чем могли бы при других обстоятельствах.

Владимир Федорович Джунковский. Воспоминания.
Том 1.
Том 2. pdf
Том 3.

великая княгиня Елизавета Федоровна, полиция, транспорт, Николай II, Джунковский, история России, провокаторы, мемуары, история Москвы, старая Москва, Распутин, великие князья, императрица Александра Федоровна, Государственная Дума

Previous post Next post
Up