Евангельский цикл В.П. Верещагина

Apr 18, 2020 12:38

Мне уже доводилось рассказывать в ЖЖ о цикле картин "Страсти Христовы", написанных специально для Храма Христа Спасителя. Но с тех пор прошли годы, и этой темы можно коснуться снова...



Моление о чаше

Когда речь заходит о шести полотнах евангельской тематики, написанных для Храма Христа Спасителя (они чудом уцелели во время уничтожения Храма), многие испытывают недоумение - вроде бы их автор Василий Верещагин, но манера письма совершенно не характерна для великого баталиста, автора знаменитого "Апофеоза войны" и напоминает об итальянской школе живописи.
Дело в том, что их автор - действительно Василий Верещагин, но не Васильевич, а Петрович, однофамилец и тезка великого баталиста. Работы Василия Петровича часто приписывают более знаменитому собрату.



Василий Петрович Верещагин

Художник написал шесть полотен, представляющих единый цикл: "Моление о чаше", "Се человек", "Несение Креста", "Распятие", "Снятие с Креста", "Положение во гроб".
Высота каждого изображения почти 5 метров, ширина - 3. Готовые полотна осторожно намотали на валы и так перевезли из Петербурга в Москву в Храм Христа Спасителя, где они украсили алтарную часть.



"Се человек"

Василий Петрович Верещагин был академистом - и выпускником Петербургской Академии художеств, и ее преподавателем в звании профессора исторической и портретной живописи. Его работы не раз получали золотые медали на международных выставках. Например, картина "Илья Муромец на пиру у князя Владимира" удостаивалась золотых медалей дважды - на Всемирных выставках в Лондоне (1872) и в Вене (1873). Позже она вместе с другими картинами на темы русских былин украсила дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге (ныне Дом ученых). Много художник работал и для православных соборов - Исаакиевского в Санкт-Петербурге, Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Его росписи в церкви Марии Магдалины в Иерусалиме считаются необыкновенно выразительными.
Для Храма Христа Спасителя он подготовил не только картины с изображениями Христа (образ Христа был главным в Храме, посвященном его имени), но и ряд икон, которые, к сожалению, погибли.



Несение Креста

Неизвестно, почему при сносе Храма полотна уцелели, ведь работы многих выдающихся художников были безжалостно уничтожены. Возможно, художников-однофамильцев спутали, а к творчеству Василия Васильевича Верещагина в советское время относились с уважением. Как бы то ни было, полотна сняли со стен, снова смотали в рулоны, уже не так тщательно, и отправили в Ленинград. Там их положили в подвал Казанского собора, где в то время находился музей истории религии и атеизма, и надолго забыли о них. Как позже признали реставраторы, "условия хранения были неудовлетворительными".



"Несение Креста" до реставрации

В скатанном виде картины пережили и блокаду, когда Казанский собор был лишен отопления, а в подвалах было холодно и сыро. Холсты начали подгнивать, на них появилась плесень, красочный слой местами стал осыпаться... Вспомнили о полотнах Верещагина только в середине 1990-х годов, когда началось восстановление разрушенного Храма.



"Се человек" до реставрации

Реставраторы немало потрудились с полотнами Верещагина, прежде, чем изображения Христа заняли свое место в возрожденном Храме.



Распятие

Полотна Верещагина - то немногое подлинное из Храма Христа Спасителя, что создает хоть какую-то преемственность прежних оформительских традиций в новом Храме. Ныне церкви картинами не украшают, только иконами канонического письма. Современные церковные иерархи считают живописные полотна "чуждым вкраплением в русскую церковную традицию", по словам митрополита Илариона (Алфеева). Но когда речь идет о восстановлении прежних интерьеров, делается исключение.



Снятие с Креста

Сейчас увидеть картины В.П. Верещагина могут только немногие избранные - работы размещены в алтарной части по сторонам от главного престола. Мирянин, не служащий в Храме. может появиться здесь только по благословению; а женщины вообще не должны заходить в алтарь. Только репродукции и фотографии дают представление о работах художника. Говорят, что под тридцатиметровыми сводами, среди храмового убранства полотна Верещагина смотрятся необыкновенно величественно.



Положение во гроб

Так что тем, кто успел ознакомиться с полотнами на этапе реставрации, повезло.



Специалисты МНРХУ за работой

Верещагин, живопись, история России, история Москвы, Храм Христа Спасителя, православная церковь, художники, реставрация

Previous post Next post
Up