Станция метро "Маяковская", Москва

Jan 23, 2020 18:49


Станция метро Маяковская (архитектор А.Н. Душкин), открытая в 1938 году, признана ценным памятником культурного наследия. Станция относится к второй очереди Московского метро, проходившей от станции Площадь Свердлова (ныне Театральная) до Сокола.

Между тем, Маяковская могла быть несколько другой - первоначально строительство было начато по проекту С.М. Кравца, предполагавшего украсить станцию продольными аркадами в стиле Ренессанса.


Первый проект станции Триумфальная (Маяковская)

Однако, в ходе строительства выявились технологические недочеты, от проекта Кравца отказались и предложили А.Н. Душкину подготовить новый проект с учетом уже проведенных работ.



Проект станции А.Н. Душкина

Душкин был уже признанным мастером, автором очень удачно воплощенных проектов (станции Кропоткинская/Дворец Советов, Площадь Революции) и ему был дан определенный карт-бланш. Но все же пришлось исходить из того, что работы на станции были частично проведены по проекту Кравца и их нужно было вписать в новое решение.
Душкин решил поднять вверх колонны, своды и использовать систему светильников, заливавших помещение станции ярким светом. Для облицовки колонн была применена авиационная сталь, полосы которой давали дополнительный зеркальный блеск и добавляли "современного звучания". Стальные ленты для облицовки выполняли на заводе "Дирижаблестрой" в Долгопрудном...
Правда, на Душкина написали донос, что он использует стратегическое сырье для нужд украшательства, чем ослабляет Красную Армию... Но хода делу не дали. Это во время строительства его первой станции Дворец Советов (ныне Кропоткинская) Душкин был по доносу арестован и какое-то время провел на Лубянке. Спасло его чудо - прибывшая в СССР английская делегация осматривала строящееся московское метро, пришла в восторг от Дворца Советов и попросила познакомить гостей с автором проекта (для того времени - совершенно новаторского). Молодого архитектора переодели в новый костюм и привезли на встречу с англичанами во главе с Бернардом Шоу, а потом уже не стали возвращать в камеру.

На этот раз Душкина посчитали проверенным товарищем и слишком ценным специалистом.





В процессе работы было принято еще одно интересное решение - чтобы зрительно "поднять" потолок еще выше, в нем были устроены белые ниши-купола, в которых разместили художественные мозаики (по эскизам Александра Дейнеки).
На каждом изображении было голубое небо, на фоне которого цвели деревья, летали птицы и самолеты, плыли дирижабли, парили парашютисты и прыгуны в высоту, а спортсмены, трудящиеся и военные доказывали, что им нет преград ни в море, ни на суше...



Мнение по поводу куполов с мозаиками разделились - кто-то считал их очень удачным дополнением, кто-то критиковал - изображения пассажирам при ходьбе были почти не видны, если не встать под самым куполом и не задрать голову вверх...













В 1939 году проект станции метро Маяковская получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.



Макет Маяковской, представленный на Всемирной выставке в Нью-Йорке, где станция произвела сильное впечатление на американскую публику...
Фото от Владимира virginian

В 1941 году, когда немецкая авиация интенсивно бомбила Москву, станция Маяковская, как достаточно глубокая, использовалась в качестве бомбоубежища...





В ноябре 1941 года на Маяковской проводили торжественное заседание Московского Совета депутатов, партийных и общественных организаций, с докладом на котором выступил Сталин, прибывший на специальном поезде метро со стороны Белорусской...
Заседать на Маяковской считалось безопасным.





Позже Маяковская работала в обычном режиме, с поправкой на условия военного времени. Более того, ветку метро продлили, построив еще несколько станций до Завода имени Сталина (ныне Автозаводской). Эта станция, тоже возведенная по проекту Душкина, начала работать 1 января 1943 года...



Поезд от Маяковской до Завода им. Сталина

С тех пор Маяковская, одна из центральных станций Московского метрополитена, так и работает в нормальном, деловом ритме...


Фото собраны на Яндекс.Картинках

транспорт, Сталин, история Москвы, метро, 1930-е, Москва, Великая Отечественная война, архитектура

Previous post Next post
Up