Виды старой Москвы. По древней Пречистенке... Часть 12

Dec 05, 2019 17:35

Продолжение.

Предыдущие посты серии:
Часть 6. https://eho-2013.livejournal.com/1287460.html
Часть 7. https://eho-2013.livejournal.com/1291265.html
Часть 8. https://eho-2013.livejournal.com/1291611.html
Часть 9. https://eho-2013.livejournal.com/1297629.html
Часть 10. https://eho-2013.livejournal.com/1302975.html
Часть 11. https://eho-2013.livejournal.com/1307142.html



Продолжаем прогулку по Пречистенке. Мы как раз остановились у доходного дома господина Исакова перед сквериком, завершающим квартал. А построен этот дом был Московским торгово-строительным акционерным обществом по проекту Льва Кекушева, одного из самых ярких и загадочных мастеров начала ХХ века.




В 18 веке весь квартал был занят садом усадьбы Бестужева-Рюмина и только на углу Малого Левшинского, который сейчас свободен, стоял небольшой усадебный дом. Этот сад виден за пожарной частью на пейзаже Пречистенки, выполненном неизвестным художником в середине 19 века (сама усадьба к тому времени перешла в другие руки, но сад был еще жив).



В начале 19 века усадьба перешла к Соковниным, с которыми дружил В.А. Жуковский. Поэт жил здесь в доме друзей в 1810 году.
Но Соковнины продали усадьбу еще до войны 1812 года... В наполеоновском пожаре Москвы усадьба полностью выгорела. Ее восстановили, перепродавая из рук в руки и деля на независимые части... К 1903 году один из этих участков оказался в руках мещанина Федора Стрельцова, который уступил его под застройку Московскому торгово-строительному обществу.
Во главе Московского торгово-строительного общества, крупнейшей строительной компании Российской империи, тогда стоял Яков Рекк. (Его собственный доходный дом на Пречитенке, под номером 13, мы уже осмотрели в третьей части нашей экскурсии).
Яков Рекк ставил перед строителями такую задачу:
«Надо Москву украсить стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений, в то же время не убивали бы национального колорита Москвы»



Будучи настоящим фанатиком зарождающегося стиля модерн, Рекк предложил сотрудничество архитектору Льву Кекушеву, автору одной из первых построек в стиле московского модерна - особняка Листа в Глазовском переулке близ Смоленского бульвара (1898-99 годы).
Строил этот дом Кекушев для себя и своих близких, но прожил в нем только полтора года, уступив особняк в 1900 году предпринимателю Отто Листу. Под именем "особняк Листа" дом вошел в историю архитектуры и сейчас считается памятником федерального значения.
А для своей семьи Кекушев сразу же начал строить еще более интересный особняк на Остоженке.



Особняк Кекушева-Листа в Глазовском переулке в 1913 году
К тому времени дом снова поменял владельцеев и был собственностью семейства Кусевицких, представителей музыкального мира Москвы. В этом доме у Кусевицких останавливались или бывали в гостях Скрябин, Дебюсси, Глазунов, Рахманинов, Прокофьев, Метнер, Собинов, Шаляпин и многие, многие другие музыканты с самыми громкими именами.



Особняк в наши дни



Элементы декора особняка

То, что Кекушев внес огромный вклад в архитектуру московского модерна, не подлежит сомнению, но известно о его жизни немного, да и то, что известно - не всегда достоверно...
Считается, что Лев Кекушев родился в 1862 году в Вильно, где стоял тогда Павловский лейб-гвардейский полк, в котором служил его отец. Но архитектор по каким-то причинам позже стал убавлять себе год и указывать в документах, что родился в 1863 году в Саратове или Симбирской губернии...
И все же, есть и известные факты.
В 1883 году Кекушев поступил в Институт гражданских инженеров в Петербурге, и это вполне достоверно, так как его однокурсниками были многие будущие архитекторы, сделавшие себе громкое имя. Они хорошо знали Кекушева.
С 1889 года Кекушев начал карьеру в Петербурге в качестве помощника архитектора Воеводского, который предположительно был его родственником по матери, возможно, даже дядей, но это тоже не достоверно.
В 1890 году Кекушев по каким-то причинам переезжает в Москву, где опять числится помощником архитектора (работая под началом С.С. Эйбушица), Но при этом выполняет ряд самостоятельных проектов и к тому же много занимается отделкой и перестройкой интерьеров в домах богатого купечества. Это делает его популярным в среде предпринимателей.
В 1893 году Кекушев открывает собственную архитектурную контору и одновременно несколько лет подвизается на госслужбе и преподает в Техническом училище, Строгановском училище и других учебных заведениях.
В 1899 году Л.Н. Кекушев по приглашению Рекка возглавляет архитектурную контору Московского торгово-строительного общества. В этот же период период архитектор, получавший высокие гонорары, активно занялся собственным обустройством в Москве. Он строит доходный дом для себя в Олсуфьевском переулке, дачу в Серебряном бору, доходный дом для матери на Остоженке и рядом - особняк для своей семьи.



Доходный дом на Остоженке, построенный архитектором для матери (1900-1903)



Особняк на Остоженке, построенный Кекушевым для жены (1900-1903)

На крыше заметна фигура льва - "фирменный знак" архитектора. Лев Кекушев старался украсить свои постройки либо скульптурой, либо маской льва. На собственный дом он водрузил 4-х метровую статую гордо застывшего льва...


К сожалению, эта скульптура с годами была утрачена и долгое время, до наших дней, особняк стоял без льва на крыше...
Считается. что этот дом был описан Булгаковым как жилище Маргариты. Территориально особняк, в котором Маргарита проживала с мужем, должен был находиться в переулках между Пречистенкой и Арбатом, судя по описанию ее полета - вылетев из своего окна, она перелетает через Сивцев Вражек, потом через Арбат...
По деталям этого маршрута булгаковеды называют несколько вероятных адресов, хотя и не все особнячки, стоявшие там, сохранились. Но внешний облик дома Маргариты списан с особняка Кекушевой на Остоженке...


Фотография 2015 года, льва на крыше еще нет...

Сейчас особняк восстановлен полностью, включая и льва, вернувшегося на свое место...


Доходный дом на Пречистенке был построен в 1904-1906 годах Московским торгово-строительным акционерным обществом, с которым Кекушев так удачно сотрудничал.
Вообще, в начале 20 века по проектам Льва Николаевича были построены десятки прекрасных зданий. Только сохранилось к несчастью не все... Но многие сохранившиеся здания, как дом на Пречистенке, признаны памятниками федерального значения.



Этот дом настолько понравился крупному предпринимателю И.П. Исакову, сменившему Я.А. Рекка на посту главы Московского торгово-строительного общества, что он приобрел его для себя. Так здание и вошло в историю архитектуры - "доходный дом И.П. Исакова".

Архитектор Л.Н. Кекушев с женой и детьми:


Казалось бы, у Кекушева все в тот период было очень благополучно - семья, дети, интересная и хорошо оплачиваемая работа, известность... Но тут что-то случилось - то ли в семье, то ли в душе, то ли в делах. Кекушев внезапно разъехался с женой (официальные разводы в то время были большой проблемой, и супруги в сложных ситуациях зачастую просто разъезжались). Недвижимость, включая оба дома на Остоженке, архитектор оставил жене (его мать, вероятно, к тому времени уже умерла, но и это недостоверно, как и многие другие факты). Сам он переселился в новый дом на Пречистенке, где снял у Исакова одну из квартир. (Судя по адресным книгам он с 1907 года проживал в квартире № 9).



Об этом периоде жизни архитектора известно совсем немного, да и то чаще по слухам и сплетням... Почему-то был продан особняк на Остоженке, любовно построенный Кекушевым для жены и детей. Поговаривали, что за долги, но исследователи подсчитали, что Кекушев заработал за несколько лет не менее миллиона, обслуживая самых богатых предпринимателей. Это были баснословные деньги (для сравнения, наследство текстильного магната Михаила Морозова, владельца Тверских мануфактур, в 1903 году составило 2 млн 800 тысяч, и он считался мультимиллионером и одним из богатейших людей Москвы)...
Вроде бы супруга архитектора Анна Ионовна с 1910 года полностью вычеркнула Кекушева из своей жизни и жизни детей и наложила табу на любые разговоры и упоминания о нем. Но одновременно есть сведения о том, что именно в это время семья воссоединилась и супруга с детьми проживала вместе с Кекушевым в доме на Пречистенке...
Сын говорил, что в момент его поступления в кадетский корпус в 1912 году отца уже не было в живых... Но в адресных книгах "Вся Москва" имя Кекушева фигурировало до 1917 года, причем адреса менялись - с Пречистенки Лев Николаевич почему-то съехал.
После 1912 года у Кекушева не было новых проектов и его имя перестало упоминаться в профессиональных изданиях. В это же время дела у Московского торгово-строительного общества пошли плохо, и в 1914 году оно было ликвидировано. Если Кекушев был жив, то ему пришлось узнать о разорении акционерного общества, игравшего такую важную роль в его жизни.
Однако, дочь Кекушева Екатерина уже в советское время, в 1935 году, заполняя анкету при поступлении на работу, написала, что ее отец, страдавший психическим заболеванием, был в 1913 году помещен в специализированную клинику и в 1917 году скончался там в возрасте 55 лет. Эту автобиографию обнаружили в архивах только в 2006 году, а до того даже точная дата смерти мастера считалась неизвестной. Врочем, день и месяц смерти, а также место захоронения исследователи все таки не смогли узнать...



Когда-то на крыше дома стояла фигура льва, она не сохранилась. Но под крышей уцелели "фирменные" кекушевские львиные маски...

В наши дни дом Исакова на Пречистенке был отреставрирован, правда, скульптуру льва, стояшую когда-то на крыше, здесь не восстановили. И краски для фасада подобрали непривычные - дом был выкрашен в светло-коричневый цвет, а лепнина и декоративные элементы в цвет хаки. После реставрации прошло лет семь, краски выцвели и посветлели, фон стал сероватым, а лепнина - горчично-желтой... Но все же, светло-салатовые стены с белыми декоративными элементами смотрелись на мой взгляд лучше... И лепнина в виде венков между окнами первого и второго этажа, утраченная в советское время и восстановленная в наши дни, смотрится очень грубо... Когда ее закрепили на фасаде, было ощущение, что вид дома испорчен...



Фото 1970-х годов черно-белое, но заметно, что стены дома, за исключением каменной облицовки первого этажа светлые, а грубых кругов над ним нет...
Кстати, после революции в доме было создано одно из тех жилтовариществ, которые так колоритно описывал Булгаков, живший по-соседству. Роскошные квартиры превратились в коммунальные, две из них на одном этаже были отданы под общежитие студентов Института Красной профессуры. Всего в доме к середине 1920-х годов проживало 365 человек. Квартирный вопрос портил москвичей вовсю...
А в 1930-х, перед войной, одну из комнат в доме занимал Эдуард Асадов, популярный в советское время поэт.


Старый и современный облик дома... На старом фото на крыше видна фигура льва с поднятой лапой, а справа от дома - небольшой садик, остатки бывшего барского сада у стоявшей здесь некогда усадьбы. Именно на его месте в середине 1920-х возник серый безликий дом, нарушивший пространственное восприятие кекушевской постройки...
А впереди видны маленькие особнячки, в одном из которых, на углу Малого Левшинского переулка и Пречистенки проживал Михаил Афанасьевич Булгаков... Но об этом мы еще поговорим.

Продолжение следует...

Начало:
Часть 1. https://eho-2013.livejournal.com/1278353.html
Часть 2. https://eho-2013.livejournal.com/1279565.html
Часть 3. https://eho-2013.livejournal.com/1280609.html
Часть 4. https://eho-2013.livejournal.com/1283019.html
Часть 5. https://eho-2013.livejournal.com/1285455.html

Остоженка, Пречистенка, история Москвы, старая Москва, Кекушев, модерн, архитектура, Хамовники

Previous post Next post
Up