Виды старой Москвы. По древней Пречистенке... Часть 5

Aug 11, 2019 12:11

Часть 1. https://eho-2013.livejournal.com/1278353.html
Часть 2. https://eho-2013.livejournal.com/1279565.html
Часть 3. https://eho-2013.livejournal.com/1280609.html
Часть 4. https://eho-2013.livejournal.com/1283019.html

Направившись по Пречистенке от доходного дома Е.А. Костяковой в сторону центра города и перейдя узкий переулочек, выходим к старинному зданию довольно официального вида. Этот дом уже давно используется для казенных нужд, что и наложило отпечаток на его облик. Сейчас даже трудно поверить, что здание в конце 18 века служило дворцом представителям рода Всеволожских. И переулок рядом с домом так до сих пор и называется - Всеволожский, по имени знатных домовладельцев.




Сейчас здание причислено к памятникам архитектуры московского классицизма, но в его основе, как это часто бывало на Пречистенке, старинные боярские палаты. Владели усадьбой Всеволожские - знатный род, Рюриковичи, выводившие свое древо от князей смоленских к киевским - Владимиру Мономаху, Ярославу Мудрому, Владимиру Крестителю, Святославу и его деду Рюрику, князю Новгородскому, основателю рода... Злые языки сплетничали, что Всеволожские задним числом подправили родословные списки, но это сомнительно - представители этого рода веками были на виду, если не княжили, то были воеводами или боярами при великих государях...
Пречистенским домом во второй половине 18 века владел Всеволод Алексеевич Всеволожский, участник переворота 1762 года, приведшего на престол Екатерину Вторую (за что был осыпан милостями со стороны государыни). Сенатор, камергер, действительный тайный советник, он вместе с Вяземским занимался разработкой положения о дворянстве, но был при этом человеком замкнутым, одиноким и умер бездетным старым холостяком, оставив все состояние, включая и пречистенский дом племяннику.



Дом был перестроен в конце 18 века в духе дворцовых построек того периода. Новый владелец дома Всеволод Андреевич Всеволожский был весьма примечательной личностью.
Жизнь его начиналась тяжело - отец, также бывший участником переворота 1762 года, в отличие от братьев Всеволода, Ильи и Никиты особых милостей от Екатерины не дождался. Он трагически погиб в дни пугачевского бунта. Четырехлетнего Всеволода и других детей спрятал от расправы бунтовщиков верный слуга.



Всеволод Андреевич Всеволожский, художник Дж. Доу

У сироты не было особых перспектив - в 13 лет его приписали к Преображенскому полку. Два его дяди, братья отца, служили в Измайловском полку и позже дослужились до генералов. Но взять племянника в свой полк под крыло не захотели.
В 16 лет Всеволод перешел в Гвардейский Конный полк вахмистром... Впереди его ждала жизнь небогатого офицера.
Но Всеволожский, получив чин поручика, в 21 год женится на незаконнорожденной дочери генерала Никиты Афанасьевича Бекетова, за которой отец дает хорошее приданое. На деньги жены и на ее имя Всеволожский выгодно покупает земли, имения, крепостных и рыбные промыслы на Каспии, в Дагестане. Тесть, видя такую практичность молодого зятя, по дарственной передает ему дополнительные земли и имения, дома в Астрахани, астраханские рыбные промыслы и создает совместное коммерческое Управление рыбными промыслами Бекетова-Всеволожского, имевшее активов на 200 тыс. рублей (за 10 лет службы астраханским губернатором Бекетов обзавелся там внушительной собственностью).
Успев осыпать молодых супругов благодеяниями, через четыре года после их свадьбы генерал Бекетов скончался, оставив им солидное наследство, приносившее еще 100 тыс. рублей годового дохода.



Н.А. Бекетов, тесть В.А. Всеволожского

А еще через два года Всеволод получил наследство от дяди сенатора - земли и села в различных губерниях, соляные прииски, рудники, железноделательные и чугунолитейный заводы, прядильную фабрику и дома в Нижнем Новгороде, свыше 10 тыс. крепостных и усадьбу в Москве на Пречистенке.
Скромный гвардейский поручик за несколько лет превратился в миллионера и одного из богатейших людей России.



Всеволод Андреевич Всеволожский вышел в отставку сразу после восшествия на престол императора Павла, сочтя за лучшее удалиться из Петербурга в Первопрестольную. Он перестроил московский дом и зажил на широкую ногу.
Дом становится похожим на дворец - его украшают широким ризолитом с колоннами, со стороны двора - галереей с большой террасой-полуротондой в центральной части. Земельный участок Всеволожских тянулся до самой Остоженки, но сад в привычном понимании там не разбивали - это был скорее парадный двор, приспособленный для приема гостей, концертов, гуляний, с беседками и павильонами. На хозяйственном дворе содержалось множество лошадей - для верховых прогулок и выездах в экипаже, и сами экипажи в каретных сараях.
Всеволод Андреевич был меломаном и собрал самый знаменитый в Москве крепостной оркестр и домашнюю оперу. Пьесы для его театра писали лучшие литераторы и драматурги того времени, включая И. А. Крылова, А.А. Шаховского, И. П. Мятлева, музыку - А.Н. Верстовский. На музыкальные четверги - концерты, на которых выступали заезжие знаменитости, собирался весь высший свет.
О его балах и праздниках в Москве ходили легенды. М.И. Пыляев, знаток старого быта, рассказывал о жизни Всеволожского:

"Гостей к нему съезжалось в день его именин несколько сот человек, и для всех были устроены особые помещения, причем приняты были меры, чтобы привычки каждого гостя не встретили ни малейшего стеснения, почему предварительно собраны были самые точные сведения от прислуги о привычках их господ и что для каждого нужно. Трудно теперь поверить, что одной прислуги у Всеволожского было до четырёхсот человек. Конюшни его вмещали до ста двадцати породистых лошадей; экипажей тоже было не менее ста. Когда Всеволожский жил на даче, за стол ежедневно садилось не менее ста человек. Он ежегодно поздравлял императрицу в день Нового года по русскому обычаю, поднося на золотом блюде персики, сливы, виноград и ананасы".



Творческая и коммерческая энергия Всеволожского была неуемной - он постоянно затевал какие-то новые проекты, строительство фабрик, производств, запуск пароходов, внедрение передовых научных разработок... Чтобы реализовывать свою продукцию, он даже, будучи родовитым дворянином, записался в купечество, утратив часть дворянских привилегий, но получив право свободной торговли... К несчастью, не все его прожекты приносили большую прибыль, а стиль жизни тоже требовал немалых средств.
Деятельность Всеволожского часто экономически развивала те места, в которых он занимался коммерцией - там появлялись дороги, ярмарки, процветала торговля, но сам он оставался в стороне от барышей. Имения обрастали долгами, закладывались и перезакладывались...



Памятник Всеволоду Андреевичу Всеволожскому в городе Всеволожске, возникшем вблизи его имения Рябово

Но до 1812 года Всеволожский все же вполне благополучно жил в Москве в своем доме. Когда началась война с Наполеоном, он собрал и экипировал ополчение из своих крестьян, закупил обмундирование для 2000 ополченцев из Нижнего Новгорода, а сам выехал из Москвы в Казань...
Пожар 1812 года сильно повредил московскую усадьбу Всеволожских. Всеволод Андреевич в нее уже не вернулся. В 1818 году он приобрел у Толстых имение Рябово под Петербургом, где преимущественно и жил до своей смерти в 1836 году. Впрочем, вскоре и Рябово оказалось заложенным.
Его сыновья тоже предпочитали жить в столице, либо в имениях. В Москве они бывали наездами.



Дом Всеволожских в 1970-х годах

Старший сын Александр Всеволожский был участником войны 1812 года, в 1819 году вышел в отставку с военной службы, после чего был пожалован придворными и штатскими чинами - церемонийместера, камергера и действительного статского советника.


Александр Всеволожский

Младший сын, Никита, в войну был подростком и не воевал. Он оказался творческой личностью: литератор, переводчик, певец, страстный театрал... Оба брата были в числе основателей и участников знаменитого общества "Зеленая лампа", Никита Всеволожский даже проводил его заседания в своем петербургском доме.



Никита Всеволожский

Никита Всеволожский был приятелем Пушкина, и Александр Сергеевич посвятил ему известное стихотворение (как раз по поводу отъезда Никиты в Москву):

Прости, счастливый сын пиров,
Балованный дитя свободы!
Итак, от наших берегов,
От мертвой области рабов,
Капральства, прихотей и моды
Ты скачешь в мирную Москву,
Где наслажденьям знают цену,
Беспечно дремлют наяву
И в жизни любят перемену.

Разнообразной и живой
Москва пленяет пестротой,
Старинной роскошью, пирами,
Невестами, колоколами,
Забавной, легкой суетой,
Невинной прозой и стихами.

Ты там на шумных вечерах
Увидишь важное безделье,
Жеманство в тонких кружевах
И глупость в золотых очках,
И тяжкой знатности веселье,
И скуку с картами в руках.

Всего минутный наблюдатель,
Ты посмеешься под рукой;
Но вскоре, верный обожатель
Забав и лени золотой,
Держася моего совета
И волю всей душой любя,
Оставишь круг большого света
И жить решишься для себя.

Уже в приюте отдаленном
Я вижу мысленно тебя:
Кипит в бокале опененном
Аи холодная струя;
В густом дыму ленивых трубок,
В халатах, новые друзья
Шумят и пьют! - задорный кубок
Обходит их безумный круг,
И мчится в радостях досуг;

А там египетские девы
Летают, вьются пред тобой;
Я слышу звонкие напевы,
Стон неги, вопли, дикий вой;
Их исступленные движенья,
Огонь неистовых очей
И все, мой друг, в душе твоей
Рождает трепет упоенья...
(...)

А наш осиротелый круг,
Товарищ, скоро ль оживится?
Когда прискачешь, милый друг?
Душа вослед тебе стремится.
Где б ни был ты, возьми венок
Из рук младого сладострастья
И докажи, что ты знаток
В неведомой науке счастья.

Семья Всеволожских пыталась восстановить московский дворец, но возможности были уже не те, и дело шло тяжело. Исчез ризолит на уличном фасаде, исчезла галерея во дворе, ее просто заложили кирпичом... Дом стал совсем не таким парадным, как в прежние времена.
После смерти отца братья обнаружили, что семейные финансовые дела запущены, а имения отягощены долгами.
Что-то из собственности пришлось распродать, чтобы решить долговые проблемы. Ушло за долги даже любимое имение Всеволода Андреевича Всеволожского мыза Рябово (только его правнуки смогли выкупить Рябово в 1906 году)...
Остаться в Москве, чтобы наслаждаться жизнью, как советовал Пушкин, Никита Всеволодович не мог - ему надо было служить (жалование оказалось не лишним) и налаживать дела в имениях и на предприятиях.
Служба шла у него неплохо - в 1836 году он стал действительным статским советником, а в 1837 - членом Кабинета его величества...
А вот с коммерцией дела обстояли хуже. Уже с 1840-х годов кредиторы стояли к Всеволожским "в очереди" за взысканием долгов. Постепенно распродавались дома, имения, леса, земли, заводы, соляные разработки... В 1855 году Никиту Всеволодовича в судебном порядке признали банкротом, через пару лет оставил службу, вышел в отставку, уехал за границу, но в Бонне попал в долговую тюрьму, где и скончался в 1862 году от тяжелой болезни.



Дом № 7 в период реконструкции Пречистенки

С тех пор, как дом на Пречистенке оказался в чужих руках, Всеволожские уже не делали попыток его вернуть...
В 1867 году владельцем дома становится купец М.В. Степанов. Он убрал герб Всеволожских с фасада и заказал архитекторам проект новой отделки. Дом привели в тот вид, который знаком нам и ныне - с двенадцатью коринфскими полуколоннами. К собственности Степанов подошел более практично, чем прежние владельцы - заново отделанный дом можно было выгодно сдавать в аренду. Центральную часть строения занял московский Яхт-клуб, в боковых частях оборудовали несколько жилых квартир.
С 1872 по 1877 годы здание арендовали  для размещения экспонатов Политехнического музея. Музей был создан на основе Политехнической выставки 1872 года Московским обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии. Городская Дума выделила 500 тысяч рублей и земельный участок в Лубянском проезде для строительства здания музея и заказала его проект архитектору А. Монигетти. Но пока шли строительные работы, музей был открыт в здании на Пречистенке и начал свою работу.



Основное здание музея сейчас на реконструкции, которую планируют завершить в 2020 году. Разросшиеся за долгие годы коллекции Политехнического музея временно экспонируют на ВДНХ.

Когда музей покинул Пречистенку, перебравшись в свое новое здание, усадьбу Всеволожских с участком выкупило военное ведомство. В ней разместился штаб Московского военного округа. Надо сказать, в те годы Московский военный округ был отнюдь не самым важным и многочисленным - гвардейские части арзмещались в столице, в Петербурге, а армейские как правило, ближе к границам. Но все же и в Москве было достаточно военных, прежде всего - знаменитые военные училища, чтобы оказать сопротивление в октябре 1917 года. В отличие от Петрограда, который был захвачен восставшими довольно быстро и относительно бескровно, в Москве несколько дней продолжались тяжелые уличные бои. Особенно трудно восставшим было взять Кремль и штаб военного округа на Пречистенке, о чем свидетельствует мемориальная доска на здании, установленная в советское время.



Дворец Всеволожских так и остался в распоряжении военных, несмотря на все исторические события, происходившие за минувшее со дней революции столетие. Для штаба Московского округа давно построено другое здание, более просторное, но на Пречистенке и поныне обтают различные военные организации. Здание является режимным объектом.



Слева к дому Всеволожских примыкает высокая ограда, скрывающая дворик со старыми деревьями. Это остатки усадьбы княгини Салтыковой-Головкиной.
Будучи последней представительницей рода графов Головкиных, она при вступлении в брак по мужу стала светлейшей княгиней Салтыковой, но получила высочайшее соизволение сохранить и свою девичью фамилию.
Современники вспоминали ее как очень кокетливую и привлекательную даму, не отличавшуюся строгим нравом. Известный мемуарист Ф.Ф. Вигель называл ее женщиной "очаровательной до невозможности" и жалел, что излишне крупные черты лица мешают ей считаться абсолютной красавицей...



Наталья Юрьевна Салтыкова-Головкина

Княгиня Салтыкова-Головкина дожила до 1860 года, оставаясь моложавой и кокетливой. А вот ее усадебный дом на Пречистенке, построенный в 18 веке, сильно пострадал в 1812 году и толком не был восстановлен. Сохранился только боковой флигель и двухэтажные домики, бывшие задними служебными корпусами усадьбы...



Эти строения перешли в руки купца В.В. Суровщикова. Новый владелец в 1857 году полностью перестроил флигель, превратив его в комфортабельный дом - появился второй этаж с ажурным балконом, а главное, постройка была значительно расширена, но не по фасаду, где она сохраняет облик небольшого аккуратного домика, а вглубь внутреннего двора...







Боковой вход во флигель, превращенный в офисное здание:


В наши дни в бывшем флигеле расположилась Ассоциация Евро-Атлантического сотрудничества (АЕАС), а двухэтажные строения во внутреннем дворе, примыкающие к дому Всеволожских, отностся к военному ведомству.

Дойдя до начала Пречистенки, до Белых палат, о которых мы уже говорили, можно снова вернуться к середине улицы, к дому Рекка и пойти по Пречистенке дальше, рассматривая ее достопримечательности...



Продолжение следует...

Пречистенка, история России, дворянство, Пушкин, история Москвы, старая Москва, архитектура, Хамовники

Previous post Next post
Up