Александр Стародубов. Моя Пречистенка
Пречистенка - древняя, давно, много веков назад обжитая московская улица, относящаяся к "старому городу" в границах Садового Кольца. Обустраивать ее начали еще в 16 веке, когда здесь пролегла великокняжеская, а потом и царская дорога из Кремля на богомолье в Новодевичий монастырь в Лужниках. Называлась улица поначалу Чертольской (по ручью Черторыю, петлявшему тут в оврагах), и только благочестивый Алексей Михайлович повелел переименовать сообразно, в честь Пречистой иконы Богоматери Смоленской.
Сохранилось из старой застройки, конечно, далеко не все. Тем более, уж очень много этим местам довелось пережить... Буйства расселившихся здесь опричников Ивана Грозного... Набеги крымских татар и строительство Скородома - линии укреплений, чтобы обороняться от татарской конницы (по этой линии и прошло Садовое Кольцо)... Битву ополчения князя Пожарского с захватившими Москву поляками, стрелецкие бунты, когда обитатели местных стрелецких слобод пытались скинуть с престола юного царя Петра, эпидемию чумы... Грандиозный пожар 1812 года в дни наполеоновского нашествия... Переход пречистенских дворянских гнезд в руки крепнувшего купеческого сословия в послереформенные времена... Бои 1905 года с баррикадами на перекрестках и бои октября 1917... Гражданскую войну... Массовый снос старинных церквей в начале 1930-х... Бомбежки 1941 года и бездумный опустошительный снос памятников архитектуры и истории в 1960-70-х... Даже удивительно, что многое все-таки уцелело.
Вид на Пречистенку от Пречистенских ворот в начале 20 века
Старые дома (в левой части снимка), которые представлялись городскому начальству ветхими и совершенно неинтересными, снесли в 1972 году, решив украсить слияние Пречистенки и Остоженки памятником Энгельсу. А оказалось, что старые дома были боярскими палатами 17 века, внешне искаженными поздними переделками и принявшими облик ординарной застройки... Спасти удалось только два строения в глубине участка. Это было большой удачей - жилые постройки 17 века в черте города сохранились единично...
Под памятником Энгельсу оставлены старинные сводчатые подвалы построек 17 века, хотя трудно предположить, смогут ли их еще как-то использовать.
Вид на Пречистенские ворота и Пречистенку в 1920-х годах с первого исторического здания Храма Христа Спасителя...
За годы революции и Гражданской войны город несколько оветшал.
Квартал у Пречистенских ворот, подготовленный к сносу в начале 1970-х...
Спасенные от сноса палаты 17 века отреставрированы, и им возвращен (более-менее) исторический облик. Правда, можно предположить, что изначально декор был гораздо богаче...
"Белые палаты" принадлежали князю Б.И. Прозоровскому, управляющему Оружейным приказом. В гостях у него здесь неоднократно бывал Петр I.
Владельцем "Красных палат" сначала был боярин Б.Г. Юшков, от него палаты перешли к царскому стольнику Н. Е. Головину, а потом к его зятю, генерал-адмиралу русского флота петровских времен М.М. Голицыну. Предположительно, здесь родился сын адмирала А.М. Голицын, российский вице-канцлер времен Екатерины II.
Жаль, что при реставрации "Красных палат" так и не восстановили парадное "красное крыльцо", украшавшее когда-то северный торец дома, и утраченный третий этаж.
Два дома на противоположной стороне выглядят как историческая застройка. Но это современные строения в старинном стиле.
От углового по Гоголевскому бульвару дома с башенкой (когда-то в нем располагалась одна из знаменитых филипповских булочных с кафетерием) на Пречистенку выходило только небольшое крыло в три окна. Остальное пристроили в наши дни. Но проект выполнен так корректно, что даже сложно определить - где заканчивается историческая застройка и начинается современная.
Без новогодних гирлянд это еще заметнее...
Пройдя мимо нескольких особняков, старинных, но со следами переделок разного времени, нельзя не обратить внимание на дом № 10.
В основе этого особняка тоже старинные боярские палаты, значительно перестроенные в 18 веке, а потом после пожара 1812 года... Да и кроме этих радикальных перестроек здание видоизменялось неоднократно. Владельцами дома в разное время были Ржевские, Лихачевы, Одоевские... В конце 1830-х годов дом был приобретен героем войны 1812 года генералом Михаилом Федоровичем Орловым. (Именно его подпись стояла на акте о капитуляции Парижа в 1814 году).
Генерал был близок к кругам декабристов, посещал заседания тайных обществ. Однако в восстании 1825 года он лично не участвовал (да и следствие по делу декабристов вел его родной брат), поэтому несмотря на арест и заключение в Петропавловской крепости вместо сибирской каторги Орлов был отправлен в ссылку. В 1831 году генералу было позволено вернуться в Москву, и в конце концов он обосновался на Пречистенке.
Генерал Орлов и его супруга Екатерина Николаевна, урожденная Раевская, очень дружили с Пушкиным, он часто бывал у них в гостях, но вот в их пречистенском доме побывать не успел. Когда особняк был куплен, поэта к несчастью уже не было в живых...
Зато есть свидетельства, что в этом доме бывал Чехов, навещавший здесь Исаака Левитана. В 1880-х дом разделили на отдельные квартиры, одну из которых снимал художник, устроивший тут же и мастерскую.
В 1905 году особняк приобрел богатый французский коммерсант, занимавшийся в Москве галантересной торговлей, Мориц Филипп. Дом снова превратился в жилище для одной состоятельной семьи, а не для нескольких квартирантов. В начале 1915 года француз пригласил в качестве домашнего учителя к своему сыну молодого поэта Бориса Пастернака. Учителю полагалась прекрасная комната, стол и жалованье, вдвое превышавшее обычное учительское. Пастернак с удовольствием въехал в огромную, в три окна комнату в доме месье Филиппа вместе со своими книгами и рукописями.
За домом Орловых по Пречистенке расположена дворянская усадьба с садом. Это прекрасный, классический ампирный особняк "послепожарной постройки". Домами в таком стиле застраивали сгоревшую в 1812 году Москву. Архитектор Осип Бове, строитель Большого театра, был настоящим фанатиком ампира и, став главным архитектором Москвы, лично правил каждый проект, приводя их в единообразие. Впрочем, и само авторство проекта интересно. Его долго приписывали Доменико Жилярди, но позже было установлено, что автором проекта являлся ученик Джованни Жилярди Афанасий Григорьев, который вместе с Доменико Жилярди много работал над восстановлением Москвы после 1812 года.
Особняк Хрущовых-Селезневых на Пречистенке давно признан эталонным образцом московского ампира. О нем писали даже в дореволюционном путеводителе "По Москве", вышедшем в издательстве Сабашниковых...
Как ни странно это представить, такие ампирные особняки, похожие на маленькие дворцы, как правило построены из дерева, и под слоем лепнины и штукатурки фактически представляют собой бревенчатую избу. Особняк Хрущовых-Селезневых тоже...
До 1814 года усадьба, стоявшая на этом месте, принадлежала вельможе екатерининских времен, обер-гофмейстеру князю Ф.С. Барятинскому. При Павле Барятинский, как особа приближенная к покойной императрице, был из Петербурга выслан и жил в своих имениях и в москвском доме на Пречистенке.
В пожаре 1812 года усадьба Барятинских сильно пострадала. От нее не осталось ничего, кроме каменного подклета. В 1814 году после смерти князя дочь Барятинского недорого продала руины усадьбы близкому знакомому отца, отставному гвардии прапорщику Александру Петровичу Хрущову.
Боковой фасад со стороны Хрущовского переулка
Хрущов участвовал в войне 1812 года, но сразу после победы, в 1814 вышел в отставку в невысоких чинах. Он происходил из знатного дворянского рода, был богатым помещиком и имел достаточно средств, чтобы обустроить московскую усадьбу. Уже в 1816 году на пепелище поднялся новый дворец. Хрущов жил открытым домом и принимал у себя "половину Москвы".
В 1842 году, после смерти владельца его наследники продали усадьбу богатому купцу-чаеторговцу А.Ф. Рудакову, и только в 1860-х она вернулась в дворянские руки - ее приобрело знатное семейство Селезневых.
Как ни странно, никаких переделок и перестроек за все эти годы в доме не проводилось, только Дмитрий Селезнев украсил усадьбу своим родовым гербом, который сохранился до наших дней.
Дочь Селезневых в 1906 году решила увековечить память о родителях и пожертвовала усадьбу московскому дворянству с условием размещения в ней сиротского приюта со школой им. Александры Александровны и Дмитрия Степановча Селезневых. Приют и располагался в здании до 1917 года.
В советское время особняк переходил от одного учреждения к другому - Музей игрушки, Литературный музей, Институт востоковедения, один из отделов МИД и т.д. Только в 1957 году было принято решение разместить здесь музей А.С. Пушкина. Но дом нужно было еще подготовить, проведя специальную реставрацию... В 1961 году пушкинский музей открылся.
Особняк хорошо сохранился. все реставрации проводили довольно бережно. Даже полная реконструкция 1995 года, хотя в тот период к сохранению подлинной архитектуры относились довольно небрежно, зачастую под видом реставрации и реконструкции уничтожая памятники и меняя их на муляжи. Но музею Пушкина повезло...
С этого угла, к примеру, осторожно снимали лепнину и меняли несколько бревен, позже снова закрыв их штукатуркой и портиком...
Работы были серьезные - помимо косметической отделки, поменяли все коммуникации, оборудовали в подвале помещения для гардероба, буфета и сувенирных лавок, восстановили потолочные росписи в парадных покоях и т.д.
Внутренние интерьеры содержатся в стиле пушкинской эпохи
Александр Сергеевич в этом доме не жил, но вероятно бывал, вращаясь в светском обществе Москвы (на Пречистенке проживало много его знакомых).
Сейчас в особняке расположена главная экспозиция Музея А.С. Пушкина, имеющего еще пять филиалов. Когда было принято решение о его создании, для экспозиции практически не было ценных экспонатов - все, что связано с именем Пушкина, традиционно собирали в Ленинграде. Но когда люди узнали о создании музея, пошел просто вал бесценных экспонатов - то, что берегли в семейных архивах и частных коллекциях, безвозмездно передавали в фонд музея поэта. За три года была создана внушительная музейная коллекция, треть которой - подарки энтузиастов.
Ныне музейные коллекции содержат более 165 тысяч экспонатов, среди которых, к примеру, подлинный портрет Александра Сергеевича в раннем детстве или шкатулка с лекарстваи, с которой врач приезжал к смертельно раненому на дуэли Пушкину (она была передана в музей правнуком врача А.А. Арендта)
Но музейные коллекции интересны еще и тем, что в них собраны не только раритеты, связанные с именем Пушкина, но и множество подлинных предметов эпохи - альбомы уездных барышень, портреты провинциальных помещиков, словно сошедших со страниц "Онегина", лорнеты, сквозь которые московские франты наблюдали балетные постановки в театрах, сервизы, украшавшие чайные столы при приеме гостей...
Что было сильно перестроено, так это внутреняя часть усадьбы. Задний двор за домом, к примеру, закрыли стеклянным куполом, превратив его в большой зал, где проходят концерты и поэтические вечера.
Угловой павильон усадьбы давно использовался как торговое помещение. Мы видим это на снимке 1913 года...
Сейчас в нем действует летний ресторанчик для посетителей музея. Но вход в помещение теперь не с улицы, а со стороны сада усадьбы.
Но интересно и строение, которое выходит из усадебного сада в Чертольский (бывш. Царицынский) переулок за павильоном и боковым, непарадным забором. На старых снимках - это мрачное кирпичное здание...
А оказалось, что и это древние боярские палаты... Принадлежали они предположительно боярам Салтыковым. К сожалению, постройка полностью утратила характеный белокаменный декор и отделку красного крыльца. Сейчас в палатах начат новый этап ремонта. Возможно, что-то будет восстановлено...
За палатами на старых снимках виден храм Спаса Нерукотворного, снесенный в 1934 году. Вместо него, отрезав часть усадебного сада, возвели стандартную коробку школы по массовому довоенному проекту. Она "придавила" и боярские палаты, и ампирный особняк.
Но и школа стала историческим памятником - до войны в ней рамещалась одна из сталинских военных спецшкол - артиллерийская. В 1976 году в переулке рядом со школой установили памятник выпускникам военных спецшкол, проявившим героизм в годы войны.
Еще дальше по Пречистенке обнаруживаются замечательные ворота со скульптурами львов, ведущие к красивому дому, стоящему в глубине сада...
Продолжение следует...