Графиня Софья Владимировна Олсуфьева (в девичестве Глебова) и ее семья. Часть 3

May 29, 2019 17:56



Продолжение.
Начало см.: Ч.1. https://eho-2013.livejournal.com/1259813.html?view=22484517#t22484517
Ч.2. https://eho-2013.livejournal.com/1261591.html



В 1915 году Юрий Александрович Олсуфьев был направлен на Кавказ как главный уролномоченный Всероссийского земского совета помощи больным и раненым воинам. Закавказье нельзя было считать глубоким тылом. Бои шли совсем близко - турецкие войска пытались взять штурмом Батум, но были отбиты. К тому же, шли постоянные боестолкновения с турецкими силами, чтобы удержать Военно-Грузинскую дорогу и железную дорогу Владикавказ-Баку. Да еще на Кавказ привозили раненых с Персидского фронта...
Граф Олсуфьев занимался организацией госпиталей и лазаретов, эвакуацией раненых, обеспечением их продовольствием и медикаментами, а также помощью беженцам и пострадавшему мирному населению - работы было много... Софья Владимировна решила сопровождать мужа в Тифлис, чтобы оказывать ему всевозможную помощь.




Владимир Комаровский. Автопортрет

Двоюродный брат Юрия Александровича, художник Владимир Комаровский вместе с женой тоже присоединился к графу Олсуфьеву в качестве помощника...
Комаровский вообще с юности был под сильным влиянием кузена - когда-то он даже оставил учебу в Академии художеств, чтобы поехать вместе с Олсуфьевым в Европу - изучать искусство раннего Средневековья.
Обосновались Олсуфьевы и Комаровские в нескольких километрах от Тифлиса, в древней Мцхете - месте, совершенно уникальном по своей истории и архитектуре.



Мцхета, город, основанный в 5 веке до н.э.

Мцхета знаменита своим старинным монастырем и храмами. Но близ нее расположен еще и русский православный монастырь Св. Ольги, который полюбился Олсуфьевым. У Ольгинского монастыря была необыкновенная, трагическая история...
В конце девятнадцатого века мимо Мцхеты должна была пройти Закавказская железная дорога, строительством которой на этом участке руководил опытный инженер по фамилии Горнич. Местные власти были так довольны его работой, что выделили ему участок земли на горе близ Мцхеты. Горнич решил построить там дачу. Когда они с женой приехали осмотреть свои новые владения, заметили, что на склоне из земли торчит старинный железный крест. Горнич вызвал археологов. Раскопки дали удивительный результат - оказалось, что крест венчал старинный храм, полностью засыпанный землей и камнями при горных обвалах.



Ольгинский монастырь в Мцхете

Первая христианская церковь на этом месте у родника была построена еще в 6 веке. Ее неоднократно разрушали при вражеских нашествиях, но позже восстанавливали.  В 17 веке она была известна как церковь Пресвятой Богородицы. Когда ее оставили люди и почему о ней забыли - осталось загадкой. Но церковь под завалами сохранилась хорошо. Даже засов, на который были когда-то закрыты церковные двери, уцелел. А внутри была обнаружена икона древнего письма, изображающая Богородицу с непокрытой головой. С тех пор этот образ считается в Грузии чудотворным...
Горничи решили восстановить древний храм.
Между тем, строительство железной дороги подходило к концу. Остался один участок, но самый сложный - необходимо было пробить тоннель в горном массиве. Инженер Горнич подготовил проект, многократно проверил все расчеты и был уверен в успехе. Две бригады строителей двинулись навстречу друг другу, пробивая дорогу в толще горы. Горнич высчитал даже точное время, когда они соединят две части тоннеля. Но час шел за часом, а две бригады все не могли завершить работу и встретиться. У Горнича сдали нервы - он решил, что допустил непоправимую ошибку в расчетах, запорол проект и покрыл свое имя позором. Не дожидаясь развязки, Горнич застрелился... А буквально через несколько минут рухнула последняя перемычка, и тоннель в горе был благополучно пробит.
Вдова несчастного Ольга Горнич была безутешна. Она решила навсегда остаться там, где муж свел счеты с жизнью, посвятить себя Богу, чтобы отмолить его грех самоубийства и основать монашескую общину рядом с воскрешим из земли храмом...
Монастырь был назван в честь Св. Ольги, небесной покровительницы Ольги Горнич.



Олсуфьевы были потрясены этой историей, подружились с матушкой Ольгой и по мере сил помогали ей с восстановлением храма Ольгинской общины. Софья Владимировна лично выполнила эскиз каменного иконостаса, а Владимир Комаровский написал для обители две иконы - Спасителя и Божией Матери.
Иконы получились удачными, хотя опыт полностью самостоятельной работы в иконописи был у Комаровского не такой большой. Он с 1910 года работал в Отделе Древнерусского искусства Русского музея и изучал иконопись, однако, ему доводилось либо делать копии со старинных образов, либо работать в соавторстве с Дмитрией Стеллецким - тот делал на будущих иконах "прориси", по которым Комаровский уже работал красками... На этот раз он справился с работой сам.



Иконостас с утраченными иконами в Ольгинском монастыре

В дни Февральской революции Олсуфьевы вернулись в свое любимое тульское имение Красные Буйцы... Но за время их отсутствия здесь многое изменилось. Буквально сразу после отречения государя начались погромы и пожары в дворянских имениях, и не всегда хозяева имений оставались в живых.
У Олсуфьевых было много дел дома - они мечтали наконец освятить храм-памятник на Куликовом поле, да и к весенней посевной надо было подготовиться, хозяйство требовало внимания. Может быть, они сами и рискнули бы остаться дома, но их очень тревожила судьба сына. Мише в 1917 году исполнялось 14 лет, и мальчика надо было спасать... 5 марта 1917 года Олсуфьевы навсегда покинули усадьбу Красные Буйцы.



Дмитрий Стеллецкий. Портрет Миши Олсуфьева

Художник, занимавшийся росписями в храме Сергия Радонежского на Куликовом поле, изобразил отрока в древнерусских одеждах, в гармонии с древними иконами и историческими раритетаи, собранными родителями Миши.



Храм-памятник во имя Сергия Радонежского на Куликовом поле

Для начала Олсуфьевы решили выехать к своему духовнику в Оптину пустынь. Взяли только самое необходимое и две любимых иконы.
Уезжая из усадьбы, Юрий и Софья одновременно с тоской обернулись, чтобы на прощанье посмотреть на свой любимый белый дом на горе.


Усадьба графов Олсуфьевых

Юрий Александрович вспоминал:
"Будущее представлялось нам смутным и тревожным. Не доезжая мельничного моста через Непрядву, мы оба оглянулись на дорогую нашу усадьбу, на милый светлый дом на горе… Увидим ли мы его снова, или в последний раз он представляется нашим взорам - таковы были наши мысли, исполненные грустных предчувствий".

Предчувствие не обмануло супругов. Вскоре после их отъезда усадьба была разгромлена и разграблена.


В усадьбе Олсуфьевых

К счастью, был спасен портрет Софьи Владимировны кисти Серова. Друг Олсуфьевых и Комаровского, музейщик и реставратор Петр Нерадовский накануне разгрома усадьбы ухитрился вывезти оттуда портрет хозяйки и позже передал его Олсуфьевым.
А семья Олсуфьевых решила перебраться в Сергиев Посад - Софье Владимировне во сне явился Сергий Радонежский и попросил их поселиться рядом с его обителью.
Как оказалось, это было не случайно...

Продолжение следует...

Иллюстрации собраны на Яндекс.Картинках.
Портрет Миши Олсуфьева кисти Дмитрия Стеллецкого находится в Тульском областном музее.

Грузия, портреты, живопись, история России, Первая мировая война, усадьбы, благотворительность, храмы, иконы, 1917

Previous post Next post
Up