Фильм "Здравствуй, Москва!" вышел на экраны в победном 1945 году. Когда фильм снимался, война еще шла, но было очевидно, что Победа близка. И это определило некую двойственность повествования - с одной стороны, подростки еще стоят у станков и делают снаряды, чтобы помочь фронту, отцы еще на фронте (или их уже нет) и воспитанием детей занимаются деды... Но с другой стороны - бои идут уже далеко, в советские города возвращается нормальная жизнь с новогодними праздниками в клубах с ёлкой и Дедом Морозом, с музыкальными фестивалями, с детско-юношеской самодеятельностью и спортивными секциями...
Снимал фильм режиссер Сергей Юткевич. Его творчество тоже приходится рассматривать "с одной стороны и с другой стороны" - он был одним из творцов "ленининаны" в кино ("Человек с ружьем", "Ленин в Польше" и т.д.), он же снял лиричный "Сюжет для небольшого рассказа" с Мариной Влади и экранизировал "Отелло"... Во время войны Юткевич прославился сатирическими лентами про Швейка, имевшими большой успех (на сеанс одного из этих фильмов попадает Володя Шарапов в "Месте встречи...", перекупив билет с рук).
Одну из ролей, небольших, но все же не эпизодических, а с именем персонажа, обозначенным в титрах, сыграл Сергей Филиппов.
Филиппов был хорошо известен зрителю и даже знаменит, хотя считался королем эпизода.
Сергей Филлипов в фильме "Карнавальная ночь", 1956
Единственную крупную роль - Кисы Воробьянинова - Филиппов сыграл уже в немолодом возрасте и до последнего момента страшно боялся, что роль у него отберут, отдав другому артисту.
А в молодости Филиппов даже не мечтал о карьере драматического артиста. Его привлекал... большой балет.
Родился будущий киноартист в Саратове, в простой рабочей семье (отец слесарь, мать портниха) в 1912 году. Революцию он встретил пятилетним малышом и его становление проходило уже в советское время. И поначалу ничто не предвещало каких-то блестящих перемен в жизни простого паренька. Из школы его выгнали за хулиганство, он перебрал несколько профессий - пекаря, токаря, плотника, пока в 17 лет не рискнул поступить в балетную школу. Казалось бы, начинать было уже поздновато, в балет приходят детьми. Но Филиппов показал такие удивительные данные и такой талант, что его приняли и за несколько недель он стал лучшим учеником. Преподаватели направили его в Москву в балетное училище при Большом театре...
Увы, с Большим театром не сложилось - Сергей просто опоздал к началу экзаменов. Ему посоветовали ехать в Лениград, в знаменитое Хореографическое училище (мы знаем его как Вагановское, но это имя было присвоено училищу только в 1957 году). Но и там экзамены уже прошли. Молодому танцору удалось поступить только на балетное отделение эстрадно-циркового техникума. Одаренному юноше сулили блестящее будущее и по окончании техникума его пригласили в труппу театра оперы и балета.
Однако, его балетная карьера оказалась недолгой - однажды он потерял на сцене сознание. В разных источниках, включая Википедию, упоминается, что у артиста случился сердечный приступ. Но по его собственному утверждению, врачи уже тогда обнаружили у него опухоль мозга.
Об этом рассказала приятельница Сергея Филиппова, актриса Любовь Тищенко, воспоминания которой недавно были опубликованы ("Семь дней", 2019, № 10).
"Медицинское обследование показало, что у него опухоль мозга, - рассказывала она. - Тяжелые нагрузки ему запретили, и из балета пришлось уйти. С опухолью Филиппов жил потом много лет, пока его не прооперировали. Операция была тяжелой. С тех пор на темечке у Сергея Николаевича под кожей не было кости. "Потрогай пленочку! - предлагал он и клал мою руку на свое темя. - Вот Фурцева не любила меня, говорила, что я дурак. А какой же я дурак, если мне половину мозга вырезали, а я еще соображаю". Из-за расставания с балетом Филиппов очень переживал..."
Артисту пришлось уйти на эстраду, там его заметил знаменитый режиссер Акимов и пригласил в свой Театр Комедии.
Знакомые рассказывали, что Филиппов всегда прекрасно танцевал и очень пластично двигался. Но его роли не требовали особой грации, скорее наоборот. И режиссеры его балетные способности не использовали... Если у него и были какие-то хореографические номера, то скорее пародийные. Как танец анархиста в фильме "По ту сторону":
Click to view
На сцене Театра комедии Филиппов прослужил тридцать лет, с 1935 по 1965 год. Во второй половине 1930-х годов он начал сниматься в кино, играя небольшие, часто эпизодические роли.
На сцене Театра комедии...
В Лениграде Филиппов встретил войну и блокаду. Есть известный снимок, который часто воспроизводят в книгах и статьях о блокадном Ленинграде - изможденный от голода, близкий к дистрофии человек с кусочком хлеба, зажатым в руке. Имя этого человека, как правило, не подписывают, и не все знают, что на фото запечатлен Сергей Филиппов. Он вспоминал, как трудно было встать утром и идти по Невскому на репитицию в театр, а на тротуаре лежали упавшие без сил, умирающие люди...
Но даже в военное время он выезжал с актерскими фронтовыми бригадами на передовую, а когда немного оправился, снова стал сниматься в кино...
К своим маленьким ролям он относился с полной самоотдачей, часто импровизируя по ходу съемки и придумывая реплики, которых не было в сценарии. Например, почти весь текст роли лектора в "Карнавальной ночи" Филиппов придумал сам, включая фразы, сразу ушедшие в народ ("Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, это науке не известно").
Но мечтал он о больших, серьезных ролях. Прочитав сценарий фильма "Когда деревья были большими", Филиппов буквально заболел этой работой. И когда роль отдали Юрию Никулину - плакал.
В 1965 году проблемы со здоровьем перешли у Филиппова в еще более серьезную стадию - опухоль мозга приняла злокачественную форму. Отныне и до конца своих дней Филиппов был обречен бороться с раком.
Удача актеру улыбнулась только когда он получил роль Воробьянинова у Леонида Гайдая. На эту роль рассматривались и другие претенденты - Папанов (который все-таки сыграл Кису Воробьянинова позже в другом фильме), Плятт (он, узнав, что Филиппов борется с тяжелой болезнью, но мечтает сыграть в этом фильме свою главную роль, воплотить мечту всей жизни, сам отказался от исполнения Воробьянинова в его пользу)... Юрий Никулин просил эту роль у Гайдая. Но на этот раз повезло Филиппову.
Обложка журнала "Советский экран" с фотографией Сергея Филиппова в образе Кисы...
Шансы на успешный исход лечения были не так уж велики, но работа в "Двенадцати стульях" настолько вдохновила актера и дала ему такой мощный стимул к жизни, что пройдя после съемок курс лечения, он прожил еще 20 лет.
Роль Филиппова в фильме "Здравствуй, Москва!" - одна из его небольших, и тем не менее ярких работ. Кроме него в фильме играют Иван Любезнов, Борис Тенин, в мленьких ролях мелькают Вицин и Кадочников... Но герои фильма - подростки, участники самодеятельности из ремесленных училищ. И действительно, все концертные номера исполняют самодеятельные коллективы, и в главных ролях заняты ребята из этих коллективов, причем даже под собственными именами - Коля Леонов играет Колю Леонова, Олег Бобров - Олега Боброва и т.д. Причем, и игра юных артистов, и вокал, и хореография вполне профессиональны.
Интересны также вставки кинохроники 1945 года при всей их идеологической выдержанности, понятной для того времени. Скульптура "Рабочий и колхозница", которая появляется в кадре на начальных титрах, вскоре стала символом студии Мосфильм, а песня о Москве в исполнении детского коллектива - гимном одной из московских радиостанций.
Сюжет не лишен занимательности и даже детективной составляющей, хотя в чем-то и наивен. Но диалоги вполне живые, не раздражающие искусственностью, как это случалось в 1940-х годах.
Сценаристами фильма были Николай Эрдман ("Самоубийца", в соавторстве "Веселые ребята") и Михаил Вольпин (тексты песен к "Кубанским казакам", ведущий автор "Крокодила").
Оба автора побывали в лагерях и оба были позже удостоены Сталинской премии. В соавторстве они написали, к примеру, сценарий фильма "Волга-Волга" и либретто, а потом и сценарий к "Летучей мыши"...
А вот и забытый фильм "Здравствуй, Москва!" для желающих посмотреть:
Click to view