Портрет княгини Зинаиды Юсуповой кисти Валентина Серова - одна из самых знаменитых работ художника. Портрет находится в Русском музее. В эмиграцию семейство Юсуповых отправилось из крымского имения, почти вся юсуповская портретная галерея осталась в Петрограде и Москве, и ныне украшает собрания знаменитых музеев - Эрмитажа (портреты, выполненные зарубежными живописцами), Русского музея, Третьяковской галереи...
На портрете кисти Франсуа Фуке из Эрмитажа мы видим совсем юную княжну Зиночку Юсупову...
Жан Фуке. Портрет юной княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. 1875
Трудно сказать, насколько этот портрет удачен. Зиночка уже в раннем возрасте отличалась большим шармом, который художник не передал. Или не стремился передать.
Не все знают, что у Зинаиды Юсуповой была сестра Татьяна, отличавшаяся не меньшей красотой и обаянием. К несчастью, в 22 года Татьяна покинула тот мир...
В.К. Штемберг. Портрет княжны Татьяны Николаевны Юсуповой. Сер. 1880-х
В обществе говорили, что знаменитое юсуповское проклятье продолжает сбываться... В княжеском роду жила легенда, что в каждом новом поколении будет оставаться только один потомок - несколько веков назад род был проклят за то, что сыновья нагайского мурзы Юсупа перебрались к русскому двору и под влиянием Ивана Грозного приняли православие. Может быть, это было стечением обстоятельств, но действительно в каждом новом поколении Юсуповых оставался только один потомок, а остальные при разных обстоятельствах умирали. Зинаиде Николаевне тоже было суждено потерять любимую сестру...
Зинаида и Татьяна Юсуповы
Княжны были первыми невестами не только России, но и Европы. У Зиночки были женихи из зарубежных монарших домов, что давало возможность батюшке-князю строить честолюбивые планы и в мечтах видеть дочь королевой какой-нибудь небольшой, но уютной державы... Однако Зиночка предпочла графа Феликса Сумарокова-Эльстона, гвардейского офицера и ничем не выдающегося, несмотря на титул, простоватого рубаху-парня.
А вот Татьяна была всерьез влюблена в младшего сына императора Александра Второго великого князя Павла. Князья Юсуповы были своими людьми при дворе, Татьяна очень дружила с младшими великими князьями Павлом и Сергеем. Переросла ли ее детская дружба в настоящую любовь или девушка просто предавалась романтическим грезам? Теперь уже сказать трудно. Но в дневнике Татьяна определенно писала о своей любви, ревности и мечтах выйти за Павла замуж...
Однако, Павел предпочел другую подругу детства - греческую принцессу Александру, племянницу великого князя Константина Константиновича. Сердце Татьяны было разбито. Глядя на счастливую сестру и ее мужа, Татьяна писала грустные стихи:
Их парус - апреля сияющий свет,
Звезда его путь охраняет.
Мой парус, напитанный влагою слез,
В далеких волнах исчезает…
Их чаши искрятся напитком любви,
Моя опрокинулась чаша…
Тот факел, что ярко горит для других,
Я лилией белой украшу!
В 1888 году князь Юсупов уехал по делам в Берлин. Татьяна тогда гостила в Архангельском у сестры и Феликса. И неожиданно заболела.
Князь в Берлине получил телеграмму от дочери:
24. 06. 1888 У Танёк небольшой жар у нас хороший доктор не волнуйся Зинаида.
Но через три дня пришла телеграмма от зятя, и адресована она была приближенным князя:
27. 06. 1888 Княжна Татьяна скончалась в полночь без страданий очень спокойно не приходя в сознание подготовьте отца Сумароков.
Скульптура М.М. Антокольского "Ангел" на могиле княжны Татьяны Юсуповой в Архангельском
Зинаида родила четырех сыновей. Двое умерли во младенчестве. Но два сына - Николай и Феликс, получившие имена в честь деда и отца, остались к радости родителей в живых. Материнство стало для Зинаиды Николаевны большим счастьем. Она оказалась очень заботливой и любящей матерью и сама буквально расцвела, сияя рядом с маленькими сыновьями. При дворе ее так и называли: Сияние...
Франсуа Фламинг. Портрет княгини З.Н. Юсуповой с двумя сыновьями в Архангельском. 1894
Старый князь не надолго пережил младшую дочь. В 1891 году высочайшим указом Зинаиде Николаевне, последней и единственной представительнице своего знатного рода, было позволено, чтобы не допустить его угасания, передать фамильный титул и имя мужу и детям. Теперь семья официально именовалась князья Юсуповы, графы Сумароковы-Эльстон.
Сын Феликс вспоминал:
«Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам ее никто не мог противиться. Но дарованьями своими она не чванилась, а была сама простота и скромность. «Чем больше дано вам, - повторяла она мне и брату, - тем более вы должны другим. Будьте скромны. Если в чем выше других, упаси вас Бог показать им это».
Франсуа Фламенг. Портрет княгини Зинаиды Юсуповой со знаменитой жемчужиной "Пелегрина". 1894
Константин Маковский. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме. 1900
Алексей Степанов. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. 1903
Однако, вместе с титулом Зинаида Николаевна словно бы передала детям проклятие своего рода...
Ее старший сын Николай, строгий, умный, блестяще образованный и благородный юноша, в 25 лет был убит на дуэли. Княгиня с трудом пережила это несчастье...
Валентин Серов. Портрет князя Николая Феликсовича Юсупова
«Раздирающие [душу] крики раздавались из комнаты отца, - вспоминал Феликс Юсупов. - Я вошел и увидел его, очень бледного, перед носилками, где было распростерто тело Николая. Мать, стоявшая перед ним на коленях, казалась лишившейся рассудка. Мы с большим трудом оторвали ее от тела сына и уложили в постель. Немного успокоившись, она позвала меня, но, увидев, приняла за брата. Это была невыносимая сцена. Затем мать впала в прострацию, а когда пришла в себя, то не отпускала меня ни на секунду».
Теперь вся ее любовь сосредоточилась на младшем и единственном оставшимся в живых сыне Феликсе. И при всех попытках воспитывать его на принципах сдержанности и благородства, княгиня невольно слишком избаловала сына... Что позже печальным образом сказалось на зигзагах его судьбы.
С сыном Феликсом
Валентин Серов. Портрет Зинаиды Николаевны Юсуповой. Ок. 1902.
Еще один эскиз к портрету Серова
Зинаида Николаевна всю жизнь очень много занималась благотворительностью. Уже в 18 лет она возглавила приют для сирот и вдов солдат русской армии, и с тех пор ее благотворительные проекты просто трудно было перечесть. К тому же на ее попечение перешли несколько благотворительных обществ и фондов, основанных ее отцом, и содержание института для глухонемых.
Благотоврительный базар в доме Юсуповых
Много делала Зинаида Николаевна и для крестьян в своем имении Архангельское, да и в других имениях. Школы для детей, организация медицинской помощи, содержание сельских церквей, финансовая поддержка неимущих... Редко к кому из помещиков крестьяне относились с такой любовью.
Зинаида Николаевна с крестьянами в Архангельском
Художник Валентин Серов, работавший над портретами семейства Юсуповых, всегда относился не слишком благожелательно к представителям аристократии. Но Зинаида Николаевна просто покорила его светом своей личности. В письмах из Архангельского художник восторженно отзывался о княгине, удивляясь, насколько ценят ее люди.
Однажды Серов сказал:
"Княгиня, если бы все богатые люди хотя бы чуть-чуть походили на вас, несправедливости бы не осталось места!" Княгиня грустно ответила: "Несправедливость не искоренить, Валентин Александрович. Тем более, деньгами".
Однако, после гибели старшего сына Зинаида Николаевна Юсупова сделала благотворительность своим главным делом.
Под покровительством и на содержании Зинаиды Николаевны находились приюты, школы, больницы и церкви не только в Петербурге и Архангельском, но и по всей стране. Она помогала Елизаветинскому и Круповскому приютам, хотя они были основаны не ею, содержала Ялтинскую женскую гимназию, делала щедрые пожертвования на деятельность Марфо-Мариинской обители милосердия.
В годы Русско-японской войны княгиня на свои средства организовала санитарный поезд для транспортировки раненых с фронтов на Дальнем Востоке в европейскую часть страны, а в своих дворцах и имениях устроила лазареты и санатории.
То же самое повторила она и в годы Первой мировой войны...
Зинаида Николаевна с персоналом своего поезда-госпиталя перед отправкой к местам боевых действий
Вагон для раненых в санитарном поезде княгини Юсуповой
Госпиталь в доме Юсуповых на Литейном проспекте в Петербурге
Николай Николаевич Беккер. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. Ок. 1914 года
В эмиграцию Юсуповы выехали в 1919 году из Крыма вместе с вдовствующей императрицей Марией Федоровной, матерью последнего русского императора Николая Второго. Феликс был женат на любимой внучке императрицы Марии Федоровны Ирине и считался почти членом семьи.
Феликс Юсупов с женой и дочерью
Конечно, в эмиграции семья Юсуповых жила довольно скромно, но все же в лучших условиях, чем другие русские - Юсуповы смогли вывезти кое-какие драгоценности, картины из имения, а за границей у них была даже небольшая недвижимость. Например, своя квартира довоенных времен в Париже для поездок в столицу Франции... Даже покрытый пылью автомобиль пятилетней давности дождался их в гараже...
А Зинаида Николаевна вновь занялась благотворительностью. Организовала бесплатную столовую для русских эмигрантов, попавших в безвыходное положение, белошвейную мастерскую, на первый случай давшую работу десяткам женщин, и бюро по трудостройству, помогавшее растерявшимся людям найти серьезное, настоящее дело.
Журналист П.П. Шостаковский писал:
Самая из них умная и толковая оказалась старуха Юсупова. <...> Старуха-княгиня не поминала прошлого. ...Короче говоря, не только приняла как неизбежное создавшееся положение, но и старалась облегчить другим выход на новую дорогу, дать возможность заработать себе кусок хлеба».
Поклонники окружали княгиню до старости, хотя она всегда была с ними строга.
Но после ее смерти Феликс в бумагах матери нашел стихи:
Вы говорите, вам - седьмой десяток лет?
Конечно, с вашей я уверую подачи,
Сударыня, в сие известие, иначе
Подумал бы, что вам и трех десятков нет.
Итак, вам шестьдесят, вы говорите, лет.
На том благодарю. А думай я, что тридцать,
В вас, разумеется, не смог бы не влюбиться!
И, с вами коротко не будучи знаком,
Не насладился бы любовью целиком!
Итак, сударыня, вам нынче шестьдесят,
И в вас влюбленности не прячут стар и млад.
Вам шестьдесят. И что? Для любящего взгляда
Не только шестьдесят - и сотня не преграда.
И к лучшему - когда уже за шестьдесят!
Тускнее лепестки - сильнее аромат.
Когда в цвету душа, над ней не властны зимы.
И прелести ее вовек неотразимы.
Незрелая краса немного и поймет.
А с вами разговор - и острота, и мед.
И только вы одна поймете и простите.
И в вас, как ниточки в одной единой нити,
И ум, и доброта. И я, по правде, рад,
Что вам исполнилось сегодня шестьдесят!
Репродукции портретов собраны из разных источников:
http://www.izbrannoe.com/news/lyudi/siyanie-knyaginya-zinaida-yusupova-v-portretakh-i-vospominaniyakh/https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post440365733/https://shahti.livejournal.com/34470.htmlhttps://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post440529682/https://www.liveinternet.ru/users/5132602/post293488059