23 января 1874 года второй сын английской королевы Виктории Альфред, герцог Эдинбургский, женился на великой княгине Марии Александровне, дочери русского императора Александра II. Свадьба, проходившая в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, впервые династически объединила британскую и русскую монаршие семьи. Однако Королева Виктория в силу различных политических, дипломатических и личных обстоятельств решила, что в Россию не поедет и участия в торжествах принимать не будет. Но конечно, ей было интересно, как пройдет такое важное событие в жизни сына.
Венчание по православному обряду в церкви Зимнего дворца
Желая, чтобы его мать получила полное представление об этом событии, принц Альфред пригласил художника Николаса Шевалье для создания серии акварельных зарисовок с натуры. Результаты этого художественного опыта хранятся в составе королевских художественных коллекций. После изучения специальной комиссией их решено экспонировать на выставке
Россия: Королевская семья & Романовы (
Russia: Royalty & the Romanovs) , открытие которой ожидается 9 ноября в Галерее королевы в Букингемском дворце.
Принц Альфред прислал матери эскизы, выполненные на свадебных церемониях, которые были проведены и по православному, и по англиканскому обряду. Одним из условий брака была возможность для великой княгини продолжать исповедовать православную веру, поэтому венчание проводилось дважды. Это не было редким случаем - если невесты из Дома Романовых выходили замуж за иностранных принцев, исповедовавших другую веру, обряд венчания проводили два раза по разным обрядам.
Для королевы Виктории Шевалье выполнил эскизы, которые могли помочь проиллюстрировать различные части церемонии. В своем дневнике королева описала эти эскизы как "очень умные".
Венчание по англиканскому обряду, проведенное "деканом" Вестминстера в Александровском зале Зимнего дворца, превращенного во временную англиканскую часовню
Шевалье также зарисовал сложные костюмы свадебного торжества. Великая княгиня Мария, ставшая герцогиней Эдинбургской, была облачена в серебряный парчовый сарафан с драгоценными камнями, традиционное платье, которое надевали на свои свадьбы все невесты из Дома Романовых, и головной убор, напоминающий кокошник. Невестка княгини цесаревна Мария Федоровна была одета в "платье из вышитого золотом атласа и шлейф из голубого бархата".
Свадебный наряд невесты, великой княгини Марии Александровны
Свадебный наряд цесаревны Марии Федоровны, будущей императрицы
После обрядов венчания был дан торжественный обед для 700 гостей, а потом бал в великолепном Тронном зале Зимнего дворца. Более 3000 человек посетили бал.
Шевалье на своем эскизе показал, как танцоры сформировали проход для жениха и невесты и других членов британской и русской монарших фамилий. Английские гости, члены королевской семьи и дипломаты были в восторге и от торжеств, и от церемонии православного венчания с церковным хором "захватывающей силы", великолепными облачениями священников и блеском драгоценностей.
источник Позже Николас Шевалье на основе своих эскизов выполнил полотно маслом, изобразив венчание молодых по православному обряду:
Трудно сказать, насколько королеве Виктории понравились эскизы Шевалье. Во всяком случае они и поныне бережно хранятся в королевской художественной сокровищнице.
И все же акварели Михая Зичи, традиционно выполнявшего подобные зарисовки на торжествах Дома Романовых, выглядят несравнимо интереснее:
Михай Зичи. Венчание цесаревича Александра Александровича и принцессы Дагмар Датской (будущей цесаревны Марии Федоровны)