Московский модерн. Доходный дом на Новой Басманной, архитектор Н.И. Жерихов

Aug 24, 2013 18:45

На френдленте нашла очень интересный пост о доме на Новой Басманной. Единственное, с чем не соглашусь - предположением, что кто-то из архитекторов "украл" у кого-то идею. Своей версией поделюсь в финале, тем более, что речь идет о Кекушеве, одном из моих самых любимых архитекторов. И еще хочется заметить: современные стеклопакеты на фасадах домов в стиле модерн - это ужасно. Модерн требует определенного рисунка рам и дверей, и маленькие фрагменты уцелевшей старой "столярки" дают возможность дофантазировать то, что, увы, утрачено.
Оригинал взят у deadokey в Московский модерн. Доходный дом М.А. Мальцева, Новая Басманная ул., 28, архитектор Н.И. Жерихов
Здание построено в 1905 г. архитектором Н.И. Жериховым. По композиции дом похож на постройки московской эклектики, но скульптурный декор связан с известными произведениями Льва Кекушева в стиле модерн. Маски-вампиры, их еще называют инкубами, очень похожи на работы Кекушева на улице Пречистенка, дом 28. Возникает вопрос, какой архитектор украл у другого архитектора маску?







2. Первый этаж рустован.



3. Аналогичные маски можно найти по адресу г.Москва, улица Пречистенка, дом 28 (Доходный дом Московского торгово -строительного акционерного общества 1904-1906 гг.). Архитектор Л.Н. Кекушев.



4. Растительный орнамент между вторым и третьим этажом.



5. Спиральный растительный орнамент.



6. Вход.



7. Растительный орнамент над двумя единственными балконами.



8. На невысоком скульптурном аттике над центром фасада помещены крупные мужские маски. Дом построили для купца Мальцева (отсюда и вензель "М" наверху) по проекту Жерихова в 1905г.



9. Рельефное панно с играющими путти близко по сюжету и манере изображения к панно на особняке И.А. Миндовского.



10. Растительный орнамент с ягодками.



11. Другая работа Жерихова, доходный дом О.О. Вильнера, находится на улице Старая Басманная, д.12.



12. Кто-то называю маски вампирами, есть мнение что это инкубы.



13. Инкуб - в средневековых легендах распутный демон.



Спасибо, есть что добавить?
Что ж, позволю себе добавление.
Маски действительно похожи на те, что украшают дом, построенный Львом Кекушевым в 1904-1905 гг. (дом Исакова, Пречистенка, № 28).


Маска на фасаде дома на Пречистенке

Но надо учесть, что сами архитекторы лепнину для построек не делали, а обращались в скульптурные мастерские. иногда со своим эскизом. Работа выполнялась чаще всего на высочайшем уровне, но все же авторской скульптурой не считалась, и даже имена мастеров обычно оставались неизвестными. Скульптурный декор дома, построенного Кекушевым, очень сложный и продуманный (как всегда у этого архитектора).



Еще одна женская фигура, венчавшая крышу дома Кекушева, была утрачена.

Между тем Жерихов, не получивший профессионального архитектурного образования, известен довольно-таки вольным отношением к скульптурному декору своих домов, стилистически оказавшихся где-то между модерном и эклектикой. И случалось, что он "подбирал" лепнину, от которого отказались другие заказчики. Наиболее знаменит в этом отношении дом, построенный Жериховым в Плотниковом переулке (№ 4/5, дом Бройдо). Довольно обычное здание опоясывают скульптурные барельефы с фигурами в непонятных позах; среди фигур можно узнать Пушкина, Гоголя и Льва Толстого, но изображены они странно и в странном окружении.



Дом в Плотниковом переулке



Строгие мужские объятья Пушкина и Толстого

Известный краевед Сергей Романюк утверждает, что это - фрагменты фриза, который готовился для для здания Музея изобразительных искусств, но не был принят. Чтобы добро не пропало, им воспользовался Жерихов для украшения дома, над которым работал. Фриз разделили на фрагменты такого размера, чтобы закрепить в простенках между окнами. Но фигуры при этом приобрели такой странный вид, что даже породили легенду (ничем не подтвержденную), что в этом доме когда-то располагался бордель.



Скорее всего, нечто подобное произошло и с вампирскими масками. Кекушев использовал их не так много и лишь над окнами верхнего этажа, где они не бросаются в глаза. Возможно, изначально их сделали больше, но часть масок, более заметных, Кекушев в процессе работы заменил на другие, поэлегантнее, а от части просто отказался, чтобы не перегружать фасад, и без того украшенный сложной лепниной.
А Жерихову в той же скульптурной мастерской предложили оставшийся "неликвид", тем более, там по уже сделанной форме можно было изготовить еще пару-тройку масок, чтобы их количество точно совпало с количеством окон дома на Новой Басманной.





"Злые" вампирские маски на доме Кекушева расположены под крышей и с тротуара не так заметны.

Во всяком случае, никаких конфликтов по поводу "украденной идеи" история не зафиксировала.

Кекушев, Пречистенка, старая Москва, Басманная, скульптура, архитектура

Previous post Next post
Up