Георгий Жженов в рассказах дочери

Dec 14, 2017 21:03

Окончание. Начало см.: https://eho-2013.livejournal.com/1126381.htmlhttps://eho-2013.livejournal.com/1127317.html

Второй срок, при явной абсурдности обвинения, уже не был таким страшным. Жженова приговорили не к тюрьме, не к лагерю, а к ссылке (хотя обвинили в шпионаже). Правда, отправили в Заполярье, в Норильск, где были очень тяжелые условия жизни. Но Георгий Жженов, успевший за годы первого срока снискать актерскую славу в лагерной среде, сразу был направлен на работу в Заполярный театр драмы, где наряду со ссыльными и заключенными актерами играли и свободные люди. Например, Иннокентий Смоктуновский, с которым Жженов подружился. "Ссылка" Смоктуновского была добровольной, он имел в своей биографии "темное пятно" - во время войны побывал в немецком плену. Поскольку многие бывшие военнопленные, оказавшиеся "на виду", обратили на себя внимание "органов" и после ареста снова попадали в лагеря, но уже на родине, Смоктуновский решил уехать на Север и там затеряться...



Когда в 1950-х годах обстановка в стране стала меняться, Жженов настоял, чтобы Смоктуновский уехал из Норильска и вернулся к нормальной жизни. Марина Георгиева Жженова рассказывает: "Отец буквально вытолкал Смоктуновского из Заполярья. Сказал: "Я ссыльная морда, обязан здесь сидеть. А ты-то чего? Поезжай на материк".

А пока они оба оставались в Норильске, жизнь молодых актеров была сложной, денег хронически не хватало. Жженов освоил фотоаппарат и с помощью Смоктуновского "развернул фотодело". Они первыми в Норильске стали печатать цветные фотографии. Это позволило немного подработать. "Особенно популярны были снимки в детских садах, - рассказывает дочь актера, - и папа в шутку называл себя "фотограф-педиатр". Подзаработав, он стал посылать деньги своей матери. А себе купил мотоцикл Иж-49".



В начале сезона 1950-го года Жженов в театре познакомился с новенькой - молодой вольнонаемной актрисой Ириной Махаевой. Ее пригласили в Заполярный театр с Урала на роли молодых героинь. Красавица Ирочка быстро стала звездой норильской сцены и пользовалась необыкновенным успехом... "Но мама выбрала "ссыльную морду", - пишет Марина Жженова.
Жженов тоже считался любимцем публики и играл на сцене лучшие роли.



Георгий Жженов с дочерью Мариной и его третья жена Ирина Махаева

В 1953 году, после смерти Сталина, молодая жена уговорила Жженова написать прошение об освобождении. Он не верил в такие бумаги, ибо подавал их неоднократно. Но Ирина настояла на своем. Они вместе раз 200 переписывали бумагу, добиваясь выверенности каждого слова, а потом Ирина, рискуя собственной свободой, сама повезла ее в Москву на Лубянку, чтобы добиться освобождения мужа...

И Жженова освободили весной 1954 года... Вторым из всех ссыльнопоселенцев Норильска. Узнав об освобождении, он встал перед женой на колени и сказал: "Ира, я никогда не забуду о том, что ты для меня сделала!"
Они поехали в Ленинград, где вернулись к обычной вольной жизни. Мать Георгия дождалась его, через 17 лет, единственного из сыновей, оставшегося в живых. В 1956 году у них родилась дочь Марина. Впереди было еще много сложностей, и бытовых, и творческих, и семейных, но главное - Георгий Степанович был окрылен свободой... И к дальнейшим поворотам судьбы относился со "стрессоустойчивостью".
"Я ничего не боюсь, - говорил он. - Я в 37-м последний раз испугался, с тех пор - как отрезало!"

источник: Жженова М.Г. За что Георгия Жженова не мог простить Сергей Герасимов // "7 дней", 2017, №39, С. 50-55.

ХХ век, история России, актеры, театр, кино, репрессии

Previous post Next post
Up