О сериале "Спящие"

Oct 20, 2017 15:12



Крайне редко смотрю отечественные сериалы, будь то слезливые истории о брошенных неверными мужьями/возлюбленными красавицах или боевики о героических сотрудниках МВД, ФСБ, ВДВ и т.д. То же мыло, только в разных обертках. Вот и сериал "Спящие" поначалу не вызвал у меня желания приобщиться...
Но поскольку он дал такой мощный общественный резонанс - от дискуссий на ТВ, покаяний режиссера и топ-постов в ЖЖ до обсуждений на бытовом уровне, то пришлось все-таки смотреть, чтобы понимать - о чем идет речь, собственно?
Пока я не досмотрела его до конца, но дойдя до середины 4-й серии из 8-ми, уже приближаюсь к половине объема и могу аккумулировать какие-то впечатления.
После просмотра первой серии мне показалось, что это какой-то "ТАСС уполномочен заявить"-2, позже действие стало приобретать индивидуальные черты и детективную закрученность. Причем я даже не понимаю, из-за чего поднялся весь этот шумный сыр-бор. Сериалы про представителей силовых ведомств снимают и даже очень много, можно было уже и привыкнуть. Тот же Леха Николаев незабвенный - вполне себе агент национальной безопасности, правда, ближе к массам чем Родионов из "Спящих", потому как выпить не дурак и по части баб тоже. Но я как-то не помню истерических криков: "Зачем вы сделали главным героем офицера ФСБ?"
В "Спящих" негативно показаны отдельные представители творческой интеллигенции? Ситуация тоже не только не редкая, а практически типовая, тем более, местами отвечает суровой правде жизни. Стоит только вспомнить террариум продажных телевизионщиков из экранизированных детективов Устиновой (Татьяна Устинова работала на ТВ и писала "с натуры" по своим впечатлениям). То, что в устиновских сериалах они продались не ЦРУ, а другим структурам - не принципиально, "кому было потребно, тому и продались". Но надо заметить, что и автор сценария Минаев хорошо знает эту среду и подчеркнул много мелких деталей, делающих образы узнаваемыми. Это, видимо, и оскорбило тех, кто себя узнал... Хотя в титрах подчеркнуто, что все герои вымышлены.


А в целом... В сценарии "Спящих" просматриваются некие схематичные построения, обедняющие фильм и делающие сюжет предсказуемым. Например, кто окажется главой ветви вражеских агентов, мне стало ясно уже в начале третьей серии. Чтобы проверить себя, заглянула в финал восьмой - да, предчувствие меня не обмануло... О подробностях не говорю, чтобы не портить впечатление тем, кто еще будет сериал смотреть. Ну и наличие неких типовых масок - если киллер, то молодая миловидная девушка, если завербованный начальник-предатель, то "благородный отец" с почтенными сединами в элегантном костюме, если случайные свидетели преступления, пытавшиеся торгануть информацией, то молодые, легкомысленные и туповатые балбесы... если рядовой исполнитель вражеских приказов, которого после дела надо убрать, то мордатый жлоб, если скандальная журналистка, то непременно дама климактерического облика и с белой пергидрольной шевелюрой. Комедия дель арте...
Консультантами в фильме вроде выступали офицеры ФСБ, по словам самого Минаева, и наверное объяснили, какие автоматы должны быть в руках защитников нашего посольства при нападении боевиков в горячей мировой точке, о том, как важно эвакуировать в данной ситуации именно шифровальщика (ибо слишком много знает, ведь в его руках все нити агентурной работы) и т.д. Но по поводу основополагающих сценарных основ возникают вопросы - почему, например, переговоры с китайской делегацией о поставках газа из Сибири в Китай нужно непременно проводить в объятой гражданской войной чужой ближневосточной стране за день до приказа об эвакуации посольства? И даже в мелочах возникают вопросы... Директор департамента МИДа, та самая "продажная шкура", выходит из здания на Смоленской-Сенной, спускается к своей машине и находит за дворником рекламку кофе с кодовой фразой и шифровкой для связи. Приходится возвращаться в свой кабинет, чтобы неспеша заняться дешифровкой... А ведь ключи уже сданы, кабинет опечатан, как принято в режимных организациях, и дежурному надо что-то объяснять...). Машина, личная машина, стоит в каком-то зеленом дворике... Во-первых, начальнику такого уровня положена казенная машина с шофером. Во-вторых, даже на своей машине директор департамента должен парковаться на ведомственной стоянке у главного входа МИД. Во дворе МИДа со стороны Денежного переулка зелени, надо сказать, немного, он технического назначения, да и машин там тоже немного, надо проехать КПП со шлагбаумом. Ну, допустим начальник департамента имеет право проезда на территорию МИД, но кто впустит туда разносчика рекламок, для рассовывания их за дворники машин? Как впрочем, и на стоянку у главного входа, хотя и открытую, но охраняемую и обвешанную камерами?
Ладно, к таким мелочам можно не придираться, кино все-таки. Хотя такие сцены, когда полковник при штурме посольства боевиками элегантным движением руки опрокидывает тяжелый металлический сейф на готовую к взрыву гранату, и они вместе с пресловутым шифровальщиком в метре от взрыва остаются живыми-здоровыми, только слегка контуженными, несколько удивляют. Тем более, что прилетев через несколько часов в Москву, никаких следов контузии, кроме мелких царапинок на лице, полковник не демонстрирует...
Из положительного - в сериале заняты актеры из лучших и они все же играют, а не произносят заданный текст, что сглаживает шероховатости основы; операторская работа не сериальная, даже крупные планы имеют место; стиль в декорациях и костюмах просматривается...
Буду смотреть дальше. Надо же разобраться, чем же режиссер Быков "предал прогрессивное поколение", в чем  сам признавался и так жалобно каялся...


Петренко, моложавый и подтянутый, с легкой проседью на висках, вполне вписался в образ полковника нового формата. Федор Бондарчук, заявленный в одной из главных ролей, на экране пока не появился. Зато Паулина Андреева блистает в привычной роли - молодой любовницы известного человека, которого она всяко пытается увести из семьи...

сериалы, дипломатия, общество, политика, размышлизм, кино

Previous post Next post
Up