Русский модерн. Особняк Дерожинской-Зиминой

Feb 20, 2013 16:31

Все творения архитектора Франца Адольфа (Федора) Шехтеля всегда отличаются собственным стилем, но особняк Дерожинской-Зиминой в Штатном (Кропоткинском) переулке выделяется даже среди лучших образцов московского модерна. У хозяйки дома было три замужества, из-за чего возникает некоторая путаница в названиях, но чаще всего его именуют особняком Дерожинской.



Особняк Дерожинской (примерно 1903 год).

Юная Сашенька Бутикова, дочь текстильного миллионера, в шестнадцать лет была выдана замуж за Павла Рябушинского, выходца из не менее богатой семьи. Два купца-старообрядца породнились, связав судьбы детей, но брак получился несчастливым. В 17 лет Александра получила часть семейного состояния в наследство после смерти отца, потом - еще долю после смерти матери, и через несколько лет -  после умершего бездетного брата. Хотя брат успел растратиться и запустить дела на фабрике и в магазинах, Александра Ивановна, обладавшая деловой хваткой, быстро привела все в порядок и стала одной из богатейших московских предпринимательниц. Она тут же развелась с нелюбимым мужем и по сердечному влечению вышла замуж за дворянина, блестящего гвардейского офицера Владимира Дерожинского. У молодого мужа не было ничего, кроме заложенного имения где-то под Воронежем, но он вышел в отставку и вскоре занял высокий пост в мануфактурном товариществе своей супруги. Для строительства семейного гнездышка Дерожинская обратилась к модному архитектору Францу Шехтелю. Он строил дом для ее бывших родственников Рябушинских, и Александра Ивановна хорошо знала его талант и деловые качества. В 1901 году она купила под снос старую дворянскую усадьбу в элитной части Москвы, в тихом переулке между Остоженкой и Пречистенкой. К 1903 году новый дом был готов.


Меню званого обеда в честь новоселья. В нижнем углу вензель хозяйки

Шехтель решал вопросы комплексно - и архитектурный проект, и отделка, и разработка интерьеров, мебели, светильников, предметов оформления и даже декор сада - всем занимался он лично. И все представляло большую художественную ценность.В 2009 году, когда Австралийское посольство, использовавшее особняк около пятидесяти лет, освободило его, двери архитектурного памятника ненадолго открыли для экскурсантов. Тогда были сделаны фотографии, по которым любители модерна ныне оценивают интерьеры особняка. Но дом лучше рассматривать тогда, когда он обитаем, когда на полках библиотеки стоят книги, на каминных полках - вазы с цветами, а на полу лежат ковры. Такие снимки можно найти на сайте Управления дипломатическим корпусом при МИД РФ (www/updk.ru). А еще лучше добыть старые снимки, времен Дерожинской.



Особняк в 1910-х годах



Кабинет хозяйки в середине 1900-х годов



Парадная летсница



Дверная ручка, выполненная по эскизу Ф. Шехтеля



Библиотека


А это - один из загадочных интерьеров особняка. Самый большой, как считалось, камин в Москве украшен двумя статуями. Фигура плачущей женщины стоит спиной к присутствующим, а мужчина, с напряженным лицом, на котором выступили желваки, раздраженно отвернулся от нее. Полагают, что хозяйка дома заказала такую композицию в память о своей семейной драме.





Второй брак Дерожинской тоже продлился не так долго. В 1910 году она рассталась с мужем, оставив его, впрочем, на посту в своей фирме, и снова вышла замуж за Ивана Зимина, старообрядца и богатого текстильного магната... Просвещенная семья Зиминых славилась меценатством, Иван Зимин был основным акционером частного театра - оперы Зимина, которую основал его брат. Но Александра Ивановна благотворительностью не увлекалась, денег на искусство не жертвовала и даже ухитрилась до смерти обидеть художника Борисова-Мусатова. Он выполнил по ее заказу эскизы панно для гостиной особняка и сам был очень доволен своей работой. Но Дерожинская-Зимина оценила эскизы невысоко и, чтобы художник ее не донимал, предложила столь мизерный гонорар за труды, что Борисову-Мусатову оставалось лишь гордо удалиться.


Любимая кушетка хозяйки у камина в спальне.

Теперь это место выглядит вот так. Светильники и мебель были утрачены.


Судьба хозяйки дома после 1917 года неизвестна. Мало ли людей пропадало без вести на просторах объятой революцией России? В особняк, построенный Шехтелем, в 1918 году вселился Наркомпросс под руководством Н.К. Крупской, потом дом поменял еще несколько владельцев - советские организации, диппредставительства... Но многие детали, несущие печать таланта Шехтеля, все же уцелели. К нашему счастью.

.

Черная лестница особняка



модерн, Шехтель, особняки, старая Москва, архитектура

Previous post Next post
Up