Поскольку первое наше путешествие по Талдомскому уезду оказалось удачным и вдохновляющим, а погода была хорошая, мы опять отправились в Талдомский район. На этот раз начальной точкой стала деревня Полутьево, куда мы прибыли на рейсовом автобусе из Талдома.
В этот раз мы избрали такую тактику проведения съёмок в деревне. Сначала мы решили прошвырнуться вдоль единственной улицы села быстренько и не задерживаясь около отдельных объектов, отмечая в уме достойные фотосъёмки объекты. А уже на обратном пути не мешкая снимать уже присмотренные объекты, "отступая" к выходу из села. Мне показалось, что тут есть выигрыш в смысле сокращения почти неизбежного нежелательного общения. Пока там какие-нибудь неадекватные граждане раскочегарятся, а мы уж всё отсняли и убежали. Но после нашего путешествия я всё-таки решила теперь следовать другому сценарию - идти и сразу снимать, пока не раскочегарились наши "оппоненты". А потом уж как-нибудь "пройдём сквозь строй" - делать-то уже нечего - всё отснято, пусть поорут. Здесь конечно вызывает некоторые сомнения пункт "как-нибудь пройдём сквозь строй", поскольку неизвестно ещё КАК пройдём. Но то, что вы неизбежно становитесь объектом внимания, когда просто проходите вдоль улицы, даже и не вынимая фотоаппарат из сумки - это непреложный факт. А потому на вашем обратном пути народ-то как раз и повылезает из своих усадеб для общения. Причём уже почти согласованно. Тут могут возникнуть серьёзные препятствия, имея ввиду то, что оппонирующая сторона имеет время для сплочения и выступления единым фронтом против непонятных чужаков. А впрочем, что - в лоб, что - по лбу.
Итак, мы прошли через село и вышли на противоположную околицу. Тут мы ощутили заметный уже голод и решили подкрепиться нашими запасами. Сели на краю ручья и хорошо поели вкусненького. Тут мимо нас по просёлочной дороге прошла какая-то пожилая супружеская пара в лёгком туристическом снаряжении. Я заметила их, когда мы выходили из автобуса. Они остались тогда на остановке, прилаживая как-то свои рюкзачки, готовясь к пешему переходу. По карте судя, какие-то деревни (до которых автобус уже не доходит) там были, но среди них несколько имели приписочку "нежил.". Увлекшись трапезой, я бездумно проигнорировала совет моего мужа - побежать за ними и спросить, куда они идут, куда можно дойти по этой дороге и есть ли там наличники. О чём теперь сожалею - местность эта достойна очень внимательного к ней отношения.
Сумки стали легче, мы отправились по главной улице в обратном направлении к остановке, которая была непосредственно на въезде в деревню.
Кругом всё цветёт:
Самое главное впечатление от Полутьева было вдохновляющее, потому что в Полутьеве был такой особенный прекрасный дом, который способен стать "гвоздём программы". Он был немного скромнее, чем зверевский шедевр (
http://img-fotki.yandex.ru/get/3/zxcasq1.4d/0_e7e2_550b1358_XL.jpg, см. репортаж:
http://ehidnazevaka.livejournal.com/63522.html ), и сохранился ещё хуже:
Но и то, что осталось, было прекрасно:
Этому дому будет посвящено отдельное сообщение, поэтому на нём я больше не останавливаюсь.
Мы шли и фотографировали. По улице ездили на велосипедах и бегали чистенькие и очень ухоженные детки (явно московские, как это потом и выяснилось). Вот они выглядывают из окошка, послушно и без напряжения улыбаясь, поскольку я обещала им, что сейчас вылетит птичка:
Тут же эти двое выбежали на улицу и, присоединившись к своим товарищам, броуновским манером стали перемещаться с нами по деревне всей ватагой, задавая нам всякие вопросы.
Заметив, что я никак не могу подступиться к одному дому, практически полностью скрытому за очень густыми зарослями, они сообщили мне, что рядом с калиткой есть звонок ( я его и не заметила бы). Я позвонила, но не дожидаясь реакции дети громко на все голоса стали звать какого-то Вову: "Вова, Вова, скорее открывай!". Вмиг нарисовавшийся Вова опрометью кинулся открывать калитку, но я его остановила: "Вова, подожди, не открывай. Позови, пожалуйста, кого-нибудь из взрослых." Вова остановился на всём скаку, не очень понимая, почему не надо открывать. В глубине участка я увидела мужчину на каком-то "садовом мотоцикле" и прокричала ему свою просьбу - позволить сфотографировать наличники. Не слезая со своего садового шевроле мужчина крикнул мне: "Ну так снимайте!". Я кричу: " А как? Войти мне можно?". В той же интонации последовал ответ: "Ну так входите!". Теперь, после соблюдения всех формальностей, Вова опять кинулся к калитке и распахнул её настежь широким жестом. Жаль, что я не сфотографировала Вову - он был прекрасен, журнал "Ералаш" гоняется за столь обаятельными детьми с выразительной внешностью. Наличники этого дома были сняты под очень острым углом - зелень непосредственно подступала к дому так, что и пробираться там было трудновато:
Провожая меня до калитки, Вова спросил: "А где у вас магазин?".
-"Не магазин, Вова, а музей! В интернете!"
Здесь как и повсюду сказалась печальная тенденция времени - воображение значительной части народа дальше коммерции не простирается, а жаль.
Я направилась к дому напротив. У него стояла ещё не старая бабушка одной из девочек. Чтобы не быть неучтивой, я обратилась к ней за условным разрешением поснимать наличники. Не тут-то было. Эта мадам была сделана из другого теста, нежели её сосед напротив. Эта порода людей меня всегда поражала. Явно считающая себя "культурной" дама не утруждала себя облечь свой отказ в сколь-нибудь приличествующую порядочному человеку форму! Так отвечают назойливым бомжам и отвязанным коммивояжёрам. Что ж, хочешь путешествовать - знай эту породу, чтобы не испортилось настроение. Ведь когда мы готовы, противостоять таким гражданам очень легко. И тогда настроение портится у них. А не рой другому яму - сам в неё попадёшь! Итак, "культурная" чистенькая мадам мне ответила так, как будто перед ней была давно
потерявшая человеческий вид бомжиха. Текстуально точно не помню, то ли "уходите отсюда", то ли "проходите мимо". Дети обступили её, а её внучка, самая активная девочка на велосипеде, с которой мы уже успели обсудить её будущие доклады на уроках истории, сразу воспротивилась: "Ну ба-а-абушка!". Занятна была реакция бабушки. Откровенно неприязненным голосом она сказала: "А что тут снимать?". Вот ведь странные люди, ну просят тебя, у тебя что - убудет, что ли? Но она была не в силах изменить свою неприкрыто подозрительную и недоброжелательную позицию, оказавшуюся неуместно нелепой. В этот момент эта дама наконец поняла, что мы уже познакомились детьми и нашли с ними общий язык, что дети нам явно симпатизировали и что наше дело стало им интересным. Но ей как-то надо было не потерять своё неприятное лицо. Поэтому она сочла за лучшее отвернуться. Не имея необходимости продолжать беседу с её задним фасадом я спокойно отсняла всё, что хотела по этому дому. Дом был старый, но уже давно "отремонтированный", и найти следы былого великолепия можно было только во фрагменте подзора светёлки. Наличники же были очевидно, существенно более поздние - дощатого стиля. Увы.
Надеясь, что мы уже "отобщались" с населением и летними гостями Полутьева, мы отправилились в соседнее село Кузнецово, свернув с основной дороги на поперечную ветку. На указателе значилось: "Кузнецово, 1.1 км". Мы уже порядочно прошли по поперечной дороге, как увидели, что нам навстречу едет легковушка, а водитель делает нам какие-то знаки, тыча указательным пальцем куда-то как бы за наши спины, побуждая нас обернуться. Мы обернулись - нас поспешно догонял какой-то мужчина. Вот тебе раз! Что бы это могло значить? Чтобы человек мало того, что пошёл за нами из деревни, так ещё и столько прошёл! Что его гонит? Что ему от нас может быть надо? Ощущения были не из приятных. Но всё оказалось вполне спокойно, нормально и совершенно не угрожало нашему благополучию и душевному равновесию. Богемного вида длинноволосый худощавый и молодой ещё мужчина представился мастером по каминам и поинтересовался с какой целью мы делали фотографии в его деревне. Беседа наша скоро потеряла стартовую напряжённость. Поговорили о каминах, наличниках, интернете. Оказалось, что он ещё и наличниками тоже занимается, и мастера у него есть ("Это всё востребовано!"). Договорились, что он пришлёт нам фотографии своих наличников. Между прочим без обиняков было заявлено, что музей наш (сообщество "Наличники России") гражданина не интересует, но он предлагает мне 10 процентов от стоимости заказа в случае, если таковые заказы появятся в результате моей посреднической деятельности. Потом собеседник наш посоветовал поискать наличники в Квашонках(это у нас в плане стоит), а в Кузнецово, куда мы направлялись, сказал он, можно и вовсе не ходить - там ничего нет. Мы поблагодарили его за информацию, но сказали, что уже решили и это село пройти. На том мы и расстались. Гражданин пошёл обратно в Полутьево продолжать отмечать выходной день, а мы - своей дорогой в Кузнецово. Уф.
И вот мы подошли к Кузнецову. Первые дома на околице были не пойми что. Потом нам сказали, что в дальнем из них живут не русские. И это очень чувствовалось - этот дом был здесь явно чужеродным включением, нарушающем общую гармонию.
Встретился колодец с журавлём:
Ну а потом мы попали в сказку. Так оказалась интересна эта маленькая деревенька, состоявшая из одной чудесной улицы. Раньше её планировка была "сапожком", но теперь от сапожка остался только один старый дом, стоявший как-то странно на последнем участке боком к основной улице и на значительном удалении от неё. Но нам объяснили, что это как раз остаток от "сапожка".
Было там несколько домов с интересными наличниками:
Почти в конце улицы открылся нашему взору дом весьма удивительный:
Вся резьба была в идеальном состоянии ( один только дракончик висел справа на честном слове - наверное, напился по случаю праздника, вот и свалился):
Подивившись немало на это пристанище дракончиков, мы направились к последнему дому, который стоял на улице в буквальном смысле слова. То есть не справа от полотна дороги, и не слева, а прямо на дороге, если бы она продолжалась до самого дома. Но улица остановилась, остановились и мы. Я направилась к ограде, намереваясь отснять простенькие наличники и светёлку с петушком-флюгером:
Бог ты мой, это чтобы жить так окнами на чистейший луг у леса! Ко мне со звонким лаем неслись две маленькие дворняжки - беленькая и чёрненькая. Показались и любопытные козочки. На лай собак вышел хозяин, а за ним и хозяйка. Люди они оказались на редкость радушные и приветливые. Общение с ними было исключительно приятным, общий язык нашёлся безо всякого труда и сразу. Мы рассказали о своей задаче, и, что самое главное, услышали очень много интересного, даже и не опишешь здесь всего этого. Предложили нам и чаю, и свежего козьего молока. Искушение было очень велико, но мы, поблагодарив хозяев, сочли за лучшее отказаться, поскольку такое непредвиденное расширение программы было чревато тем, что на этом она и закончится, а нас ждала дорога. Тем более, что голодны мы не были. Конечно, это была бы сказочная трапеза! Но хорошего понемножку!
Вполне вникнув в суть нашего мероприятия хозяйка пожелала нас проводить до околицы, чтобы указать нам путь в следующий пункт нашего маршрута, село Глебово, минуя дорогу, по которой мы уже пришли. А заодно она предложила пройти с ней к одним соседям, у которых недавно снятые наличники стоят за домом(!). И мы отправились, посмотрев напоследок с хорошей завистью на сельскую идиллию:
Обратный путь по селу был ещё интересней. Во-первых, мы зашли к хозяевам чудо-дома с драконами. Молодая бабушка тут же игравшего симпатичного внука рассказала следующее:
Нынешние наличники - новые. Делали их всей семьёй. Старательно выкладывали сохранившиеся фрагменты, состыковывали и восстанавливали рисунок. Потом - работа лобзиком. Теперь очень хорошо представляют себе, как и что делать.
Дальше мы отправились уже вчетвером - мы с мужем, наша провожатая и молодая бабушка из дома с драконами. Такой делегацией мы и явились в несчастный обезображенный дом со снятыми наличниками. Вид его был жалок. О былом великолепии свидетельствовали ещё не сломанный подзор и следы, оставшиеся от некогда украшавших дом кронштейнов и фриза из накладных элементов. Предысторию нам уже рассказывали - то ли внук, то ли племянник бабушки-хозяйки дома был непримиримым врагом наличников ("Это не модно!") и не поддавался ни на какие уговоры, которые время от времени предпринимали его соседи. Собственно, хозяйка была к ним индифферентна, поэтому и позволила творить эти безобразия. Итак, мы вошли на участок и проследовали за хозяйкой на задний двор, где и имели возможность увидеть наконец несчастные наличники, предназначенные к уничтожению:
На переднем плане попала в кадр чёрная собачка нашей провожатой, которая тоже участвовала в нашем походе по Кузнецову.
Я уже отмечала и неоднократно, что на двуглавых орлов мне везёт:
Наши новые друзья стали опять уговаривать бабку не уничтожать наличники, но она не оставляла никаких надежд на благополучный исход. Наконец, сказала:"Забирайте!". Я спросила, можно ли пару деталей взять? Хозяйка была не против. Никаких инструментов, чтобы отодрать орла и ухо у наличника у нас с собой, естественно, не было. Я лихорадочно начала соображать, чем бы мы могли их заменить. И тут молодая бабушка сказала, что она готова их взять, потому что ей будет очень жаль, если они пропадут. Я вздохнула с облегчением, ничего ломать не надо - такой исход был наилучшим решением, поскольку наличники попадали в хорошие руки. Тем временем молодая бабушка подтвердила, что заберёт их в ближайшее же время. И мы все вместе покинули усадьбу нерпимиримых врагов двуглавого орла. Молодая бабушка вернулась к внуку, а мы втроём, не считая чёрненькой собачки, продолжили свой путь. Зашли мы ещё на один участок, несмотря на отсутствие хозяев. Ответственность за это "нарушение границы" наша провожатая взяла на себя без малейших сомнений. Наличники с "лошадками"(лошадками ли?) были очень плохо видны с улицы за зарослями. Теперь же с участка мы отсняли их в лучшем виде. Итак, кузнецовская программа была выполнена, но наша провожатая вывела нас через лесок к полю, по краю которого и следовало продвигаться нам к следующему пункту - селу Глебову, ориентируясь на колокольню. Распрощавшись с нашей замечательной провожатой и поблагодарив её за столь значимую для нас помощь, мы отправились в Глебово. В правой полуплоскости от нас открывалась чудесная панорама:
Все фотографии можно посмотреть в размере 1024х768 на яндекс-фотках, начиная с первой:
http://fotki.yandex.ru/users/zxcasq1/view/61852/.
Панораму левой полуплоскости я не снимала - на поле ведётся какая-то масштабная стройка датчанами, по немыслимой дешёвке скупившими эту землю у местных держателей "виртуальных" паёв. ЧТО строят - никто не знает. Да и что можно противопоставить, призрак глобализма, однако! Бродит он тут, бродит. А как ему не бродить, если предатели, получив свои тридцать серебреников, услужливо открыли ему дверь?
Но вот глебовская церковь становится всё больше и больше:
А вот она во всей своей красе:
Каменный наличник церкви:
Итак, мы в Глебове. Глебово цветёт! В частности цветут какие-то диковинные больщущие "квазивасильки":
И вот опять подарок! И в Глебове нашёлся изумительный дом, та же прекрасная традиция! И седина не мешает любоваться:
За зеленью не видно наличников полностью, ни справа, ни слева. Я лезу в кусты напролом. Удачно:
А вот и цивилизованная старость. Где бы такую молодость найти? Хозяева молодцы:
Глебово оставило в целом хорошее впечатление. Может ли оно быть плохим, когда в селе есть ТАКИЕ дома!
Хотя один мрачный инцидент всё-таки имел место. Я направилась к одному из старых домов, чтобы сфотографировать его наличники. Не шедевры, но стоят того, чтобы их запечатлеть для отчёта. Из открытой калитки выбежала довольно крупноватая собака. Вполне нормальная, но я не решилась продолжить свой путь к забору, чтобы сфотографировать наличники близко. Понятно, что собаке это не понравилось бы. Поэтому я не стала собачку провоцировать на недружественное поведение, а попросила молодую миловидную женщину, стоявшую у калитки, собачку попридержать, объясняя свою просьбу тем, что очень хочется сфотографировать наличники ("Они у вас красивые"). Молодая женщина очень легко и приветливо исполнила мою просьбу, подозвав собачку и закрыв за ней калитку. Я оценила её доброжелательность. И тут раздался голос старой матроны, сидевшей на участке (я её сначала не заметила): "Какие они на ... красивые!". Я поспешила завершить свою работу и пошла прочь. Не понимаю.
Но даже эта капля дёгтя быстро куда-то улетучилась, и мы опять бодро шагали по дороге к нашей следующей цели - деревне Ульянцево, которая счастливо стояла недалеко от дороги , но не на ней!
Мы уже довольно далеко отошли от Глебова, когда на дороге посреди почти что чистого поля увидели воинский памятник. Увидеть его здесь, не в селе, было странновато. С другой стороны дороги стояла пара каких-то одноэтажных деревянных домов казённого вида. Что это были за дома, и почему памятник оказался так далеко от села осталось для нас непонятным:
Очень скоро пришли мы в Ульянцево. И в Ульянцеве нашёлся прекрасный дом - вселенная:
На его многочисленных наличниках в изобилии водились драконы и двуглавые орлы:
И тех, и других было много:
Фотосессию прервал некий гражданин, весьма требовательным тоном решивший выяснить у меня мою цель. Я направилась к гражданину, чтобы прояснить позиции. Было понятно, что диалог будет энергичным. Он таким и был. Но всё закончилось хорошо и к обоюдному удовольствию. Однако с самого начала это ясно не было и предстояло ещё собраться духом и переломить ход дискуссии в свою пользу. Уже то, что гражданин был безусловно трезвый, было однозначно очень хорошей предпосылкой. В процессе разговора звучало: " что тут всё ходите, милицию вызывать, документы проверять, цыгане тут тоже ходят, я что- похожа на цыганку, нет не похожи, так в чём же дело, наличники снимаю, я видел вы там совершенную развалюху сфотографировали-какие там наличники, это моя деревня, и так далее...". Наконец я перешла в наступление и применила приём "экзамен".
-"А вы знаете, что там изображено?"
-"Знаю"
-"Ну так что?"
-"Сбоку зверёк какой-то".
-"Не зверёк, а дракон. А посередине что?"
-"А посередине двуглавый орёл!"
Удовлетворённая ответом нападавшего, превратившегося в испытуемого, я пошутила на грани фола, рискуя "нарваться":
-"Молодец, Иванов! Пять по истории!"
Как ни странно, я не нарвалась, и шутка моя разрядила ситуацию окончательно.
-"А вы что, стариной интересуетесь?" - теперь спросил меня мой собеседник.
-"Интересуюсь! Вот вы что думаете, к нам двуглавый орёл из Византии пролетел?"
-"Да я бы вам столько мог про двуглавого орла рассказать!"
-"Ну так?"
-"Но мне знаете ли тут дом чинить нужно, мне некогда"
-"Хм, можно подумать, это я вам помешала! Что же вы мне тогда снимать спокойно не даёте?"
Таким образом ситуация полностью исчерпала себя и мы разошлись каждый по своим делам.
Потом ещё какой-то гражданин обратил ко мне своё задумчивое утвердительное умозаключение: "А вы каким-то бизнесом занимаетесь!". Поскольку тон был вполне миролюбивый и гражданин явно не требовал никакого ответа, то и, удаляясь, я ограничилась только кратким "а вот и не угада-а-али!".
Уже на остановке, на некотором отдалении от деревни, когда мы ждали вот-вот долженствовавший прибыть автобус, мы были "припёрты к стенке" вопросом одной из стоявших там женщин, впрочем заданным достойным и доброжелательным тоном: "Так ЧТО вы у нас в деревне-то делали?". Последовало подробное разъяснение, которое внимательно выслушали все находившиеся на остановке жители Ульянцева. Одна женщина спросила, беспокоясь: "А мои наличники-то сняли? Они у меня такие белые..." И рассказала, как они делали их В ТОЧНОСТИ по старым наличникам. Как переводили на бумагу узор и т.д.
Какой-то полуглухой гражданин сказал: "Это они для Путина собирают!", но был буквально "зашикан" добрыми женщинами, так что развития ход его мыслей не получил.
Подошёл автобус. Хорошо-то как!
P.S. Возможно, я ещё дополню свой рассказ упущенными деталями и эпизодами.