Покров - 2008-05-28. Сообщение 1. Эпицентр событий.Город Покров во Владимирской области не слишком-то богат наличниками. Они, конечно, там есть, НО наличников, перед которыми вы невольно замираете от восхищения, совсем мало. Это - общие впечатления о покровской наличности. О немногочисленных шедеврах речь пойдёт потом, а сейчас - уникальный момент.
И уникальный наличник:
Уникальность данного момента заключается в том, что хозяин этого дома ответственно заявил, что дни этого самого наличника сочтены, сделав указующий жест рукой на результаты уже проделанной им работы:
. Это не шуточки. Это - эпицентр событий. Это фронт охватившей всю Россию стихийной народной войны за окончательное истребление культурного наследия, чтобы оно уж перестало наконец мешать стремиться в светлое глобалистическое ничто. После моей просьбы повременить с исполнением смертного приговора и краткой горячей речи в их защиту с попытками объяснить попутно
-место данных наличников в системе культурного наследия русского народа и
-значение редкого архаического изобразительного мотива в навершии этого наличника
хозяин несколько смягчил свою позицию. Казнь Демонтаж отложена до 1 августа сего года! В конце нашей беседы после моего повторного проговаривания выжимки основных тезисов хозяин даже произнёс многообещающую фразу: "Вы меня почти убедили". Не советую расслабляться тем, у кого уже завертелись мысли по поводу переселения этих наличников в более безопасное для культуры место. Обратите внимание на слово ПОЧТИ.
Итак, постановка вопроса:
Вы можете обратиться к хозяину этого дома с предложением купить эти наличники до 1 августа 2008 года. Обращаться непосредственно по месту заключения наличников в камере смертников. Хозяин - житель Покрова. Совету жены "Дай им мобильный телефон" он не последовал("Пусть сюда обращаются!"), так что переговоры возможны по физической почте или по личном прибытии. Н-да, к тому же ведь и застать надо! :(
Я обещала хозяину разместить эту информацию у нас в сообществе: "Может быть кто-нибудь купит!". Выполняю своё обещание:
Адрес эпицентра: город Покров (Владимирская область), ул. Комсомольская, дом 13.
Вот и говори потом, что 13 - это ничего!
Через некоторое время я перемещу этот текст под кат (когда ситуация из разряда экстренных перейдёт в архивную категорию), но сейчас, когда ситуация живо трепещет, пусть уж этот текст будет виден сразу, чтобы все, кто сможет ситуацию переломить к добру, эту информацию увидели.
Традиционный наличник с очаровательными резными элементами. Особо следует отметить очень редкий и интереснейший мотив в навершии.
Теперь обо всём по порядку.
Общий вид дома:
Фасад:
Снимать пришлось из-за заборчика палисадника, к тому же против солнца. Поэтому было ясно, что интересные мотивы навершия хорошо не получатся. На счастье промелькнула фигура хозяина, я обратилась к нему с просьбой и мгновенно получила очень любезный ответ. Хозяин быстро направился к калитке, чтобы распахнуть её передо мной. Воспользовавшись разрешением, я в комфортных условиях сделала все необходимые мне кадры, попутно выражая свои впечатления и глубокое удовлетворение по поводу того, что довелось наткнуться на такие интересные наличники со столь редким изобразительным мотивом.
Хозяин ответил: "Это ж надо же! А я их как раз снимаю."
- Я: "???!!!"
- Хозяин: "Я вас понял. Нет, всё равно сниму. Это знаете, сколько их ещё до ума доводить надо! Они дряхлые совсем! "
- Я: "!!!!!!... Никакие они не дряхлые, они ещё спокойно 100 лет простоят, состояние у них очень даже хорошее! А мотив какой!!! Это же редкость!!! Русская архаика!!! Да ещё какая редкая!!!..." Если уж быть до конца последовательной, то следовало бы здесь прояснить, кого тут надо было ещё до ума доводить, но, понятно, такая честность была в тот момент неуместна.
- Хозяин: "Я вас понял, понял. Не-е-е, каждому своё. Сниму". Здесь я тоже не стала увлекаться объяснением того, где кончается СВОЁ (хочу - с кашей ем, хочу - с маслом пахтаю) и начинается ВАРВАРСКОЕ уничтожение культурного наследия, за которое в ЦИВИЛИЗОВАННЫХ СТРАНАХ(редчайший случай, когда я употребляю это клише без издёвки) полагаются законные репрессии.
- Я: "Конечно, может быть и нехорошо так говорить. Вы вот меня снимать пустили, стою я тут, но всё равно должна сказать - это преступление!!!..."
Здесь следует немного остановиться на личности хозяина. Это приятной наружности мужчина 40-45 лет(здесь за точность не отвечаю - я была слишком взволнована участью, уготованной наличникам ), без следов вредных привычек, спортивного телосложения без лишнего веса. Он был одет в очень опрятный достаточно элегантный фирменный рабочий комбинезон, что полностью соответствовало его хозяйственным занятиям. Стиль общения был очень мягкий и спокойный, речь грамотная и тон вполне дружелюбный. И при всём при этом передо мной стоял настоящий русский нигилист! И остановить такую личность в сокрушении всего и вся невозможно трудно, даже если это вселенское разрушение выполняется не с размаху топором, а весьма аккуратно, технологично и спокойно в милом палисаднике среди цветущей природы:
Это наличники с боковой стены дома:
Резной элемент на боковинке:
Попытаемся отвлечься от тяжких дум о судьбе наличников для того, чтобы рассмотреть их поподробнее. Начнём с фартучка, он хорош:
И, наконец-то, навершие(!):
Удивительный мотив! Думается мне, что мы уже видели его в другой иконографии в репортаже
surikata63 в нашем сообществе (как только ссылку найду, проставлю). В том случае моё толкование было предположительным, хотя мне кажется, я угадала.
А в данном случае трудно спорить с тем, что
Мы видим двух симметричных птиц, обращённых к некоторой фигуре, находящейся непосредственно между ними так, что , кажется, они просто "поддерживают её" парящей в воздухе своми клювами. Фигура дана очень обобщённо, но угадываются женские черты.
Всякие толкования в области русской архаики - вещь неблагодарная, а формальные доказательства толкований невозможны. Проводником в этих чащобах может служить только интуиция исследователя. Гарантий нет. Есть горы шлака и редкие догадки. К догадкам надо идти, накапливая материал, и сравнивая, сравнивая, сравнивая... Предполагая, обсуждая...
Я приведу здесь фото всех трёх мотивов с навершия, красующихся на фасаде(на боковой стене наличники проще). Делаю я это для того, чтобы убедиться - то, что мы видим - задумано, а не есть результат случайного движения режущего инструмента или разрушение от времени :
В известной книге Масловой "Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник"(изд-во "Наука", 1978) приведена зарисовка узора золотной вышивки женского головного убора:
Как мы видим, здесь архаические мотивы и сюжеты представлены в сложном взаимодействии. А вот и искомый сюжет, он в верхней части рисунка:
Птицы поддерживают парящую женскую фигуру за волосы?
Можно было бы сказать, что контакт клювов птиц и головы фигуры в деревянной резной версии обусловлен прозаическим материалистическим требованием - резной сюжет не может распадаться на отдельные элементы, или ему не место на наличнике. Но в вышивке донышка женского головного убора нет материалистической необходимости соединять линиями птиц и женскую фигуру - все они держатся не друг за друга, а за ткань-основу. Стало быть это соединение клювов и фигуры - не случайность. Держат они её, держат.
А вот что же этот сюжет означает, должна сказать наука. Возможно, где-то она уже это и сказала, где-то ещё говорит, а где-то ещё скажет!
Думаю, что женская фигура - это главное женское божество, которое предстаёт перед нами то в образе женщины, то в образе раскидистого древа жизни, то в немыслимых сплавах этих двух образов. Не исключено, что фигура - это солнце. Что всё это имеет какое-то сложное отношение и к солнечной колеснице, и к птичьей ладье.
Наука-то нам расскажет, друзья мои, я не сомневаюсь. Но в данный момент меня больше волнует то, что будет происходить после 1 августа сего года в городе Покрове Владимирской области по адресу :
КОМСОМОЛЬСКАЯ УЛИЦА, ДОМ 13