Профессор

Dec 29, 2018 23:32

Год назад ушёл из жизни самый известный представитель новоорлеанской фортепианной школы Fats Domino. А в этом году мы отмечаем юбилей: столетие музыканта, оказавшего огромное влияние на самого Domino.



Henry Roeland "Roy" Byrd (December 19, 1918 - January 30, 1980), он же Professor Longhair или попросту "Fess"
Roy Byrd родился в 1918 году в местечке Bogalusa к северу от Нового Орлеана. После расовых волнений 1919 года, его мать перебирается в город. Там, на улицах Рой и вырос: плясал чечётку на Бурбон-стрит, играл в карты на деньги и учился игре на фортепиано у кабацких музыкантов, таких, как Sullivan Rock, Kid Stormy Weather, и Tuts Washington.
Надо сказать, что к 20-м годам фортепиано уже заняло прочные позиции у черных музыкантов. Однако, всё же не было так доступно, как струнные и духовые. Мало кто мог держать дорогой инструмент дома. В основном пианино имелось в увеселительных и питейных заведениях. Туда и стягивались наёмные музыканты: когда один уставал, за инструмент садился следующий. Так, в конкуренции и своеобразном соревновании рождались новые приёмы игры, целые направления: от рэгтайма к блюзу, страйду и далее баррелхауз, хонки-тонк, буги-вуги. Появление этих последних стилей, историки объясняют состоянием типичного кабацкого пианино: расстроенное, раздолбанное и залитое пивом.:) Фесс впоследствии рассказывал, что на пианино, на котором он учился играть, отсутствовало несколько клавиш, что и повлияло на его стиль.
Поначалу, Рой не относился слишком серьёзно к музыкальной карьере. Но всё же, в начале 40-х он уже авторитетный музыкант, Профессор (Doctor или Professor - так называли на Юге виртуозного пианиста в заведении). Тогда же начинается увлечение карибской, и особенно кубинской музыкой. Рой много играет с кубинскими музыкантами, привносит карибские ритмы в свой буги-вуги. Так рождается его знаменитый "прыгающий" стиль rumba-boogie. В 1948 году Рой получает ангажемент в клубе Caldonia и начинает там выступать под псевдонимом Professor Longhair.
В 1949 году он делает первую запись для лейбла Star Talent. А в 1950 году он выпустил свой первый и единственный национальный хит R & B «Bald Head» уже на фирме Mercury. Дальше последовала череда удачных записей для Atlantic, Federal и Wasco. Были записаны классические песни "Tipitina", "In the Night", и конечно "Mardi Gras in New Orleans".
Однако, в 60-е начался спад. Фесс вовсе оставил музыку. Когда в 1971 году организаторы New Orleans Jazz and Heritage Festival надумали его пригласить, то нашли его работающим уборщиком в магазине грампластинок. Возвращение оказалось триумфальным. Выступления на New Orleans Jazz and Heritage Festival, фестивалях в Ньюпорте и Монтрё, гастроли по всему миру, записи. Professor Longhair оказался популярен и востребован. Специально для него открывают клуб, названный в честь песни "Tipitina". А песня "Mardi Gras in New Orleans" теперь всегда открывает парад на Марди Гра.

image Click to view



Последняя видеозапись Профессора. С ним играют его учитель Tuts Washington и ученик Allen Toussaint

image Click to view

Юбилей, Музыка, Блюз

Previous post Next post
Up