Второй октябрьский юбиляр и крёстный отец бибопа был во многих отношениях полной противоположностью Телониуса Монка. И по характеру и по жизни. Один из немногих первых боперов, кто избежал трагической судьбы.
John Birks "Dizzy" Gillespie, 21.10.1917 - 6.01.1993
В отличие от аутичного Телониуса Монка, Гиллеспи всю жизнь был весельчаком, шутником, и что называется "приколистом". Отсюда и его прозвище "Диззи", закрепившееся ещё со школы.
Родился Диззи в Южной Каролине, в музыкальной семье: отец его был руководителем любительского оркестра. Занятия музыкой с раннего детства и в 10 лет Диззи становится стипендиатом профессионального колледжа, в котором обучается на музыкальном отделении по классам тромбона, теории и гармонии. Впоследствии он овладевает фортепиано и ударными, но основным инструментом становится труба. Получив диплом, Гиллеспи в 1937 году переезжает в Нью-Йорк и успешно пройдя прослушивание несмотря на оригинальное поведение, поступает в гарлемский оркестр Тедди Хилла. В оркестре он сменяет своего кумира Роя Элдриджа. Шутовским поведением он быстро восстанавливает против себя оркестрантов. Чего только он не вытворял на сцене! Когда Хилл предложил ему убрать ногу со стула, он преспокойно положил ее на нотный пульт. Часто, когда кто-то солировал, Гиллеспи вставал и пародировал его. Словом, он был самоуверенным шалопаем, выходки которого нравились не всем. Оркестранты уговаривали Хилла уволить Гиллеспи. Но Хилл не сделал этого: молодой трубач был более сильным музыкантом, чем большинство из них.
В 1939 году он перешел в один из ведущих свинговых оркестров страны - оркестр Кэба Кэллоуэя. Гиллеспи продолжал себя вести вызывающе, но Кэллоуэй, ведущий негритянский вокалист того времени, был менее склонен с ним церемониться, чем Хилл. Гиллеспи стал вставлять в свои соло странные фразы, которые раздражали многих музыкантов, а у Кэллоуэя получили название «китайской музыки». Кончилось тем, что Диззи подрался за кулисами с руководителем оркестра. Кэллоуэй покинул место боя с синяками и ссадинами, а Гиллеспи покинул оркестр.
После открытия в 1940 году клуба «Minton's Playhouse» Гиллеспи становится завсегдатаем ночных джем-сейшенов. В музыкальных посиделках до утра, с алкоголем и марихуаной, создавался новый стиль бибоп(термин придумал Гиллеспи). В 40-е Диззи уже пользуется славой лучшего трубача. Он играет с лучшими оркестрами Дюка Эллингтона, Эрла Хайнса, Коулмена Хокинса, Эллы Фитцжеральд, Билли Экстайна. Параллельно он продолжает разрабатывать стилистику бибопа вместе с Чарли Паркером и другими молодыми экспериментаторами.
Свои ранние записи Гиллеспи делал с различными, случайно подобранными ансамблями. В 1946 году ему удалось организовать биг-бэнд. Он шел против течения - к тому времени эпоха больших джазовых оркестров миновала. Тем не менее Гиллеспи смог поддерживать существование своего коллектива в течение четырех лет, за это время он сделал несколько записей, представляющих собой прекрасные образцы бибопа для большого оркестра. Сегодня латиноамериканские формы в джазе стали привычными, но тогда это было новинкой. Гиллеспи и здесь был пионером. Он привел в оркестр Чано Позо, исполнителя на барабанах конга, очень популярного среди латиноамериканцев. В дальнейшем Гиллеспи продолжал развивать латиноамериканское направление в джазе, сделав партии бонги и конга типичными для джазовой инструментовки.
В это время в игре Гиллеспи наметились некоторые изменения. Его стиль выровнялся, исчезла пламенность Элдриджа и некоторая угловатость. К 1950 году его виртуозное ведение мелодической линии нередко сбивало дыхание другим исполнителям на духовых инструментах. Он играл так же быстро, как и раньше, но теперь казалось, что он может творить на своей трубе все, что хочет и как хочет, без усилий и без огрехов. Отныне он действительно был корифеем джаза! Его игра стала эталоном для молодых исполнителей. Гиллеспи был одним из немногих представителей бопа, сохранивших в дальнейшем верность этому течению. Когда более поздние течения, казалось, оставили боп позади, он все равно продолжал работать по-старому.
В 1950 году оркестр прекращает своё существование, и Гиллеспи переключается на игру в комбо-составах, выступает с квинтетом, регулярно записывает пластинки (с 1951 у него своя фирма грамзаписи). Выступает в концертах «Джаз в Филармонии», организованных продюсером Норманом Гранцем (его партнёрами чаще всего становились Дон Байес, Эл Хейг, Лео Райт, Джуниор Манс, Лало Шифрин, Стэн Леви, Лес Спан и другие) и на джазовых фестивалях в Париже, Каннах, Варшаве, Ньюпорте и других. В 1956 году совместно с Куинси Джонсом (при поддержке Госдепартамента США) организует ещё один биг-бэнд, с которым гастролирует в Югославии, Греции, на Ближнем Востоке и в Южной Америке. Преподает в джазовой школе в Ленноксе.
Но даже будучи респектабельным руководителем оркестра, Диззи не мог без приколов. Так в 1964 году Диззи Гиллеспи сам себя выдвигает кандидатом в президенты США. Его предвыборная программа включала обещание в случае его избрания переименовать Белый дом в «Блюзовый дом», назначить госсекретарем США Дюка Эллингтона, а генеральным прокурором США главу «Организации афроамериканского единства» Малькольма Икс, директором Центрального разведывательного управления - трубача Майлза Дэвиса, а слепого певца Рэя Чарльза - директором Библиотеки Конгресса.
Последующие годы полны работы: записи, фестивали и концерты, малыми составами и биг-бэндами. В 1989 году Гиллеспи даёт 300 концертов в 27 странах мира и 31 штате США, коронуется как племенной вождь Нигерии, получает 14-ю в своей жизни степень почётного доктора (на этот раз от бостонского музыкального колледжа Беркли). В этом же году удостаивается степени командора Ордена искусств и литературы Французской Республики и премии «Грэмми» за заслуги в течение всей жизни. Звезда Диззи Гиллеспи заложена на голливудской Аллее Славы возле дома 7057 по Голливудскому бульвару в Лос-Анджелесе.
Умер Диззи от рака поджелудочной железы ночью 6 января 1993 года и был похоронен на кладбище Флашинг в нью-йоркском районе Куинс.
Click to view