После рассказа о двух корифеях босса-новы:
Vinicius De Moraes и
João Gilberto, пришло время рассказать о третьем отце-основателе. Тем более, что 25 января ему исполнилось бы 90 лет.
Antônio Carlos Brasileiro de Almeida Jobim родился 25 января 1926 года в пригороде Рио-де-Жанейро. Его отец Jorge de Oliveira Jobim происходил из знатной семьи. Однако родители развелись, когда Antônio Carlos и его сестра были ещё маленькими. Мать с детьми переехали в Ипанему (пригород, известный своими курортами). Вскоре мать снова вышла замуж.
Именно отчим купил Antônio фортепиано и нашёл первого учителя музыки. Им стал молодой немец Hans-Joachim Koellreutter, выпускник Берлинской Академии Музыки, большой любитель современной европейской музыки и лидер группы Musica Viva, которая организовывала концерты современных европейских композиторов, начиная с 1939 года. Koellreutter дал Жобиму фундаментальные знания о гармонии и композиции. Но настоящей страстью стала музыка бразильских композиторов, в частности Вилла-Лобоса, насыщенная фолк-элементами. Много внимания он уделял и бразильской поп-музыке, ему нравились Pixinguinha, Donga, Vadico и Ary Barroso.
Поработав какое-то время в архитектурной мастерской, Жобим понял, что его настоящее призвание - музыка. Начал он музыкантом в ночном клубе, что позволяло зарабатывать на жизнь (он был уже женат). В 1952 году Antônio получает работу на звукозаписывающей компании Continental, где он транскрибирует песни для композиторов, которые не знают нотной грамоты. В следующем году он получил работу в качестве художественного руководителя для лейбла Odeon. В то же время, он начинает писать песни с Ньютоном Мендонса, другом детства и очень хорошим пианистом. В 1954 году Antônio начал работу в качестве аранжировщика и работал над записями Dick Farney, Os Cariocas, и Elizeth Cardoso. Тогда же, в сотрудничестве с Billy Blanco, записывается первая пластинка Synfonia do Rio de Janeiro: Sinfonia Popular em Tempo de Samba, в которой можно услышать зарождающийся новый стиль.
Жобим демонстрирует новаторский подход к бразильской популярной музыке, добавляя новые повороты в традиционной самбе и создавая своё собственное звучание. "Я всегда восставал против традиционных, "нормальных" созвучий. Я использую гармонии, которые только мои. Это очень личное. Конечно, я слышал Дебюсси и Равеля, но они незнакомы с тем африканским ритмом, что есть здесь, у нас". Новая музыка находит своего слушателя: к середине 50-х Жобим уже имеет большой авторитет в музыкальных кругах, ведёт шоу на ТВ, а его песни звучат на радио. И вот наступает ключевой момент.
В 1955 году Antônio приглашают написать музыку к пьесе Orfeu da Conceição, победившей на конкурсе в Сан-Паулу. Автор пьесы - поэт и дипломат
Vinicius De Moraes. Сотрудничество оказалось плодотворным: они не только написали песни к спектаклю, но и продолжили совместное творчество на долгие годы. Пьеса была поставлена в 1956 году и песни разлетелись по стране, принеся всебразильскую популярность авторам. Тогда же происходит вторая эпохальная встреча: Жобим знакомится с молодым гитаристом-новатором
João Gilberto. Жобим был впечатлён оригинальным стилем Gilberto и понял, что нашёл единомышленника. Он помогает Gilberto записать два сингла с песнями Chega de Saudade (Tom Jobim/Vinicius de Moraes) / Bim Bom (João Gilberto) и Ho-ba-la-lá (João Gilberto) / Desafinado (Tom Jobim/Newton Mendonça). С них начинается эра босса-новы.
Полностью накрыв Бразилию, босса-нова в начале 60-х выходит за пределы страны. Сначала в джазовой ипостаси. Джазовый альбом "Getz/Gilberto" (при участии Antônio Carlos Jobim), вышедший в 1964 году, занял второе место в чарте "Billboard", был отмечен премией "Grammy" и стал самым продаваемым альбомом бразильской музыки. Шесть из восьми композиций на альбоме принадлежат авторству Жобима, две («Girl from Ipanema» и «Desafinado») стали мировыми хитами и навсегда вошли в золотой фонд джаза.
Ведущие джазовые музыканты считают своим долгом записать пластинку босса-новы, обязательно с присутствием пары композиций Жобима. Ella Fitzgerald и Frank Sinatra записывают полные альбомы с его песнями. Эпидемия захлёстывает и поп-сцену: песни в стиле боссы завоёвывают мир. И это не говоря про Бразилию, где авторитет Жобима становится непререкаемым на ближайшие лет 20.
По итогам XX века Antônio Carlos Jobim - один из самых исполняемых композиторов-песенников.
Click to view
Antônio Carlos Jobim умер 8 декабря 1994 года от сердечного приступа, произошедшего во время операции. Похоронен на кладбище Cemitério São João Batista в Рио-ди-Жанейро. Старшие дети Жобима Paulo и Elizabeth также не чужды музыке, а внук Daniel Jobim - профессиональный пианист и композитор, известный и за пределами Бразилии.