Ленинский район - это заводы. Много заводов. И вокруг каждого завода есть свой жилой микрорайон и, хотя город растёт и границы стираются, для местных жителей по-прежнему естественно называть место жительства по старому имени рабочего посёлка. Многие эти названия для челябинцев давно являются синонимом захолустья.
Даже на этом фоне посёлок КПЗиС стоит особняком. Очень уж он на отшибе. А к началу строительства завода, это вообще был дальний загород: примерно посередине между восточной окраиной Челябинска и Копейском.
Земли здесь были казачьи. Поскольку сам эту историю знаю плохо, не постесняюсь привести цитату:
"Заимка принадлежала потомкам Ивана Фотеева, первопоселенца Челябинской крепости. В «Доношении» в Сенат из канцелярии Оренбургской комиссии о записавшихся в городовые казаки крестьян по состоянию на 1740 год указано, что он был родом из Симбирской губернии, а после смерти отца записался в отряд Тевкелева. Ивану было 17 лет, когда он попал на Урал.
Стоит думать, что и он сам, и его дети весьма основательно закрепились в Челябинске, если в начале XIX века приобрели большие угодья на востоке от крепости. Заимка тянулась вплоть до Шелюгинского урочища - небольшого полузаросшего камышом водоема с обилием рыбы, окруженного заливными лугами.
Фатеевка обжилась и разрослась быстро. Если в середине XIX века она насчитывала 25 дворов, то к началу революционной смуты здесь проживало почти полтысячи человек. В Фатеевке была казачья войсковая школа - одна из старейших на территории будущего Ленинского района. Учителя-казаки обучали детей чтению, письму, арифметике, закону Божию. В обязанности учителя также входило и обучение гимнастике, строю, фехтованию саблями и пиками.
В состав Челябинска Фатеевка войдет уже после Великой Отечественной войны."
Вячеслав ЛЮТОВ, Олег ВЕПРЕВ "ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЛЕНИНСКИЙ"
Строительство завода на фатеевских землях было начато ещё до войны: здесь планировался доменный цех для Завода Серго Орджоникидзе. Но потом временно работы приостановили. В 1941 году эту площадку с выкопанными котлованами, вспомогательными постройками и недостроенной доменной печью отдали эвакуированному ЗиС.
Эвакуация Завода имени Сталина (супергиганта первых пятилеток) началась в октябре 1941 года. Завод был настолько велик, что в одном месте его разместить не получилось. В результате производства были распределены между несколькими площадками. ЗИС дал «рождение» еще пяти заводам: Ульяновскому и Миасскому автомобильным, Шадринскому агрегатному, Ирбитскому мотоциклетному и Челябинскому кузнечно-прессовому.
Начало Кузнечно-Прессового Завода:
(2)
Впрочем, я не о заводе.
Всего вместе с ЗиС из Москвы выехало более 14 000 работников и членов их семей.
Сколько из них попало непосредственно в Челябинск мне узнать не удалось, но тоже немало. Площадка же оказалась совсем неподготовлена к приёму людей: жить было негде. А зима 1941 года была по всем воспоминаниям очень суровой.
Первым жильём были палатки, времянки. Приезжие москвичи к неудовольствию местных жителей захватывали любые пустующие здания: подсобки, сараи, здания довоенного кирпичного завода. Тем, кому повезло, удавалось устраиваться на постой в Фатеевке и Песочном. Между строящимся заводом и Копейской железнодорожной веткой (на месте будущего посёлка Железнодорожный) вырос небольшой посёлок из землянок.
Землянки Железнодорожного посёлка:
(3)
(4)
Меньше всего повезло трудармейцам из Средней Азии: узбекам и таджикам, мобилизованным на строительство завода. Большинство из них практически не понимали по-русски и оттого у них была масса бытовых проблем. Такие рабочие зачастую жили прямо на стройке, ночуя у строящихся агрегатов.
Проблема со строительством была ещё в том, что земли вокруг завода были колхозные. Но вскоре компромисса удалось достичь и Правление колхоза в Фатеевке согласилось выделить 100 гектар колхозной земли под жилищное строительство.
Удивительно, но КПЗиС не пошёл по пути других заводов Ленинского района и не стал строить массово бараки, а сразу приступил к постройке капитальных шлакоблочных домов. Были конечно одноэтажные постройки барачного типа, но они в большинстве были не жилые, а хозяйственные и бытовые.
Столовая кузнечного цеха:
(5)
Всего за время войны было построено 14 двухэтажных зданий. Естественно, что в условиях военного времени об удобствах не заботились: дома эти были коридорного общежитского типа без воды, с печным отопление и туалетом на улице.
(6)
(7)
Уже после войны, дома были доведены "до ума": проведены вода, канализация и газ. Бывшие коридорные бараки были перестроены в квартирные дома.