Говорят, что в смутные времена просыпается интерес к оккультному. В Советском Союзе такие времна начались ещё в начале 80-х. Начали бродить слухи про всяких знахарей и целителей, проснулся интерес к йоге и прочим карате. Конечно периодически всяких "учителей" закрывали по уголовке, но заболевание ширилось и росло.
По настоящему началось с перестройкой: экстрасенсы и ясновидцы полезли со всех щелей. Советские обыватели, которые пару лет назад ужасались историям про подпольные секты, с удовольствем ходили на сеансы Кашпировского.
Однако самый апогей случился на рубеже 80-х-90-х. Тогда открыли границы и на просторы Союза, заменяя местных халтурщиков, хлынули матёрые гуру с Запада и Востока, вооружённые всей мощью спонсоров. Весь спектр западных сект от пятидесятников до саентологов оказался представлен.
Особо заметными, даже на общем фоне, оказались адепты Общества Сознания Кришны (кришнаиты). Мы, конечно, слышали про индийский эпос "Махабхарата": АН СССР выпускала в течении тридцати лет малыми порциями академический перевод (правда "Бхагаватгита" всегда была дефицитом). Однако местные уральские кришнаиты - это было что-то с чем-то. Они торчали на всех перекрёстках у лотков со своей литературой (замечу, что книжки постепенно становились всё богаче: от дешёвых изданий в мягкой обложке на дрянной бумаге вскоре перешли к шикарным изданиям в суперобложке по немалым ценам); они разносили по конторам и офисам идоложертвенное псевдоиндийские сладости и булочки; что ни день, по проспекту Ленина маршировали колонны странно и не по-сезону одетых молодых людей с барабанами и колокольчиками.
Вся эта индийская мистика американского производства, подкреплённая авторитетом Джорджа Харрисона, никак не могла оставить равнодушной нашу творческую интеллигенцию. Неожиданно восприимчивыми, помимо студенческой молодёжи, оказались женщины средних лет. Они и становились основной армией бродячих проповедников с книжками и "прасадом".
Справедливости ради, скажу, что и сам я не избежал увлечения индуистской философией. Правда, не вполне доверяя американскому гуру, накупил кучу советских изданий эпоса и Упанишад. В первую очередь меня интересовали, конечно, научные комментарии.:) Хотя и издания Общества Сознания Кришны у меня тоже были (самые толстые и бесполезные "Шримад Бхаватам" впоследствии пошли на растопку печки в саду).
А вот на фото самый разгар сектанства в Челябинске. Праздник, организованный кришнаитами на главной площади. 1991-й год.
Все фото сняты моим братом на плёнку ORWO UT21.