Удивительно феерична и трагична история джаза. Сколько жизней оборвалось на взлёте. 27 сентября исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося, гениального пианиста Бада Пауэлла.
В начале 40-х годов джаз, бурно развивавшийся в предыдущее десятилетие, настиг кризис. Эстраду заполонила масса свингующих танцевальных оркестров. Джаз стал ассоциироваться только с танцами и неграми-развлекателями. Многих талантливых чёрных музыкантов это не устраивало. Зарабатывая деньги днём в оркестрах, по ночам они собирались в небольших клубах Манхэттена. Там, в ночных джемах небольшими составами рождался новый стиль импровизации, получивший название «бибоп». Вскоре у нового стиля выявились лидеры: Charlie Parker, Dizzy Gillespie, Kenny Clarke, Thelonious Monk. Именно по протекции Телониуса Монка в этот круг вошёл двадцатилетний талантливый пианист Бад Пауэлл.
Earl Rudolph "Bud" Powell родился 27 сентября 1924 года в Гарлеме (Нью-Йорк). Отец его был музыкантом. Поэтому Бад и его братья занимались музыкой с детства. Фортепиано он начал осваивать в пять лет, а в пятнадцать уже играл в оркестре своего старшего брата. В начале 40-х он начал играть в солидных оркестрах Кути Уильямса и Тэдда Дэмерона (аккомпанируя, например, Элле Фитцджеральд и Саре Вон). Там он знакомится со многими бибоперами.
На первых порах музыка боперов шокировала слушателей, воспитанных в традициях свинга, их музыка высмеивалась критикой, записи не издавались фирмами звукозаписи. Но эти музыканты понимали, что сущность джаза гораздо шире, а возврат к импровизационной корневой системе джаза не означает возврата к давно пройденной стилистике. Революционный прорыв происходит в 1944 году. Как только записи молодых новаторов стали доступны широкой публике, процесс уже стал необратим: боперы стали звёздами. Застрельщиками новой музыки были духовики Чарли Паркер (альт-саксофон) и Диззи Гиллеспи (труба) и Пауэлл хорошо вписался в эту компанию. Его мелодические одноголосные линии позволяли ему без труда воспроизводить и поддерживать паркеровские саксофонные фразы. Фактически, он взял на себя труд переложить для фортепиано суть духового бибопа, что послужило основой для следующих поколений пианистов.
В 1947 году Бад Пауэлл организует трио под своим именем: фортепиано, бас и ударные. Сегодня такой состав уже является классическим, но тогда он был внове. В последующие годы в этом трио переиграло много прекрасных музыкантов: Curly Russell, Tommy Potter, Ray Brown, Oscar Pettiford, Charles Mingus, Percy Heath (bass); Max Roach, Roy Haynes, Art Blakey, Buddy Rich, Art Taylor (drums). Трио выступало и записывалось как самостоятельно, так и сопровождая других солистов: Dexter Gordon (tenor saxophone), Kenny Dorham (trumpet), Sonny Stitt (alto saxophone), Fats Navarro (trumpet), Miles Davis (trumpet), Charlie Parker (alto saxophone), J.J. Johnson (trombone), Dizzy Gillespie (trumpet).
Но не всё было так облачно. В ноябре 1947 года Бад Пауэлл был арестован после драки в баре и впоследствии помещён в психиатрическую клинику с диагнозом: неконтролируемая агрессия. После выхода из клиники, в интервью Пауэлл пытался всё списать на расизм. Но в последующие два года подобные случаи повторились. Всё это усугублялось неумеренным употреблением алкоголя: стоило выпить чуть больше и он переставал себя контролировать. Приходилось проходить не один курс лечения и даже электорошоковую терапию.
Как ни странно но эти годы были самыми продуктивными для Пауэлла как для композитора и пианиста. Сессии записи для лейбла Blue Note 1951 года (в том числе пьесы авторства Пауэлла "Parisian Thoroughfare" и "Un Poco Loco") были включены критиком Харольдом Блумом в список величайших достижений американского искусства ХХ века. Но если композиторское мастерство Бада только росло, то техника игры , вследствие нездоровья, приходила в упадок.
Click to view
В 1959 году, после очередного лечения в клинике, Бад Пауэлл перебирается в Париж. Там он продолжает выступать со своим трио, периодически встречаясь со старыми друзьями, приезжающими на гастроли. Однако, после того, как в 1963 году у него был диагностирован туберкулёз, пришлось вернуться домой, в Нью-Йорк. Последующие пару лет Бад почти не появляется на публике: в 1965 году было дано всего два провальных концерта. Наплевав на своё здоровье, он полностью погружается в алкоголь. 31 июля 1966 года Бад Пауэлл скончался от запущенного туберкулёза, осложнённого недоеданием и алкоголизмом.
На пике карьеры игра Бада Пауэлла поражала современников блестящим остроумием, сумасшедшим темпом и безупречной техникой. Он был одной из главных фигур бибопа и повлиял, прямо и косвенно, практически на всех джазовых пианистов пятидесятых годов.
Пьеса, посвящённая Пауэллу одним из его последователей Чиком Кориа:
Click to view