Золотой век книгопечатания.

Nov 18, 2013 14:56

.."дорого назначаете цену книгам". Но это преднамеренно: книга - не дешевка, не разврат, не пойло, которое заманивает "опустившегося человека". Не дева из цирка, которая соблазняет дешевизною.
Книгу нужно уважать: и первый этого знак - готовность дорого заплатить.
В,В.Розанов

Прочитал в журнале у друга lyutov70 статью Нины Ягодинцевой "Книги против хаоса". Появилась она в ряду других статей и заметок у френдов на схожую тему и заставила таки меня что-то сказать тоже. Прошу прощения у тех, кто решится читать, за сумбурный текст.

Говоря о расцвете издательского дела, стоит вернуться немного в прошлое. До ХХ века книга была единственным надёжным способом фиксации и передачи знаний и творений. Книга являлась постоянной и непреходящей (если хотите сакральной) ценностью уже в силу своей редкости. В ХХ веке с развитием технологий такие свойства книги, как уникальность начинают исчезать. Она становится доступной практически всем (мечта Некрасова про мужика, несущего с базара Белинского и Гоголя сбылась весьма быстро). Нужно заметить, что информационный бум, продолжающийся по сей день, начался именно с печатных изданий: газет, журналов и в том числе книг. Уже с конца XIX века количество макулатурных изданий (дешёвых, одноразовых) нарастает как снежный ком. С одной стороны делая хорошую книгу более ценной, с другой стороны бесконечно усложняя поиск необходимостью фильтрации огромного количества печатной продукции. Бум этот привёл к появлению такого феномена, как писатель, живущий на доходы с издания, а также сделало востребованной такие профессии, как литературный эксперт и критик. И, безусловно упростило задачи манипуляции общественным сознанием, ибо человек не в состоянии охватить весь объём поступающей информации и вынужден либо ограничиваться узкоспециальным сектором, либо полагаться на мнение "знающих" людей.
У автора статьи проблема переизбытка информации схвачена верно и выражена с достаточной экспрессией:
"Что происходит, когда знания подменяются информацией, да ещё и в непомерно большом количестве? В первую очередь атрофируются, огрубляются эмоции"
"Вместо самостоятельных, выстраданных мыслей, личных убеждений, дающих уверенность и устойчивость, в сознании появляется зыбкое множество разрозненных фактов"
"Резкое увеличение количества информации неизбежно ведёт к её обесцениванию"
При этом автор намеренно выделяет книги (не все) из этого информационного хаоса. И предлагает свою программу (постарался по мере понимания вычленить по пунктам):
1. Позиционирование бумажной книги, как оригинала, подлинника (т.е. некоего артефакта), который "воспитывает и учит индивидуально, лично"
2. Создание престижа книги, как "атрибута интеллекта и символа успеха"
3. Выработка государственной программы по отбору достойной литературы.
4. Создание вертикальной структуры (видимо тоже государственной) по доставке книги до читателя.

3,4 пункты - чистая идеология. Другими словами предлагается государству взять на себя обязанности по отбору и доведению до читателя "правильной" литературы. Дело конечно благое, но... Для этого очевидно потребуется большое количество экспертов и цензоров правильной ориентации и, что самое главное власти наши должны быть правильной ориентации, чего сегодня не наблюдается (чтобы понять кто заправляет вопросами культуры в современной России, не нужно смотреть на градусник, достаточно просто выглянуть в окно). Без решения главной проблемы: государственной идеологии, эти пункты - рассмотрение сферического коня в вакууме.

Мне же интересней показались первые два предложения. Интересны они противопоставлением бумажного носителя и электронного. Автор, как я понимаю, предлагает вернуться к реалиям позапрошлого века. При этом признавая за современными технологиями некоторые утилитарные функции, но отказывая им в сакральности. Получается: гаджеты могут хранить текст, но недостойны его представлять. Тут встаёт вопрос: -Что же нам всё-таки ценно? Текст (информация) или его материальное представление? Двести лет назад книга была единственным способом фиксации и передачи текста (произведения). Нынче мы имеем сотню способов сохранения текста и столько же способов его визуализации. Крупные игроки на книжном рынке это прекрасно осознают: прочёл у webtekar Современный человек имеет выбор. И все чаще этот выбор в пользу электронных носителей. Обусловлено это множеством факторов, но кмк важнейший: книгу можно получить не вставая со стула, парой кликов, при этом, как правило, бесплатно. Говорит это о том, что текст для потребителя важнее, но платить он за него, как за бумажный артефакт, не готов. Возможно ли изменить эту тенденцию? Думаю - нет. Печатная книга в настоящее время не является необходимым и единственным источником информации, потому издание её перестаёт быть рентабельным. Золотой век книгопечатания закончился.

Распространение цифровой информации остановить, имхо, уже невозможно. Но возможно попытаться его оседлать. XX век показал нам примеры, как это можно сделать. Мы видели два различных подхода: советский, где во главу угла было поставлено просвещение (как результат была создана крупнейшая в мире сеть бесплатных библиотек, а писатели стали госслужащими); и американская, где главной задачей было извлечение прибыли. Автор статьи предлагает заимствовать первый вариант, но судя по всему использован будет второй. В этом плане интересно мнение профессора sl-lopatnikov, утверждающего, что если книги перестанут покупать, то писатели перестанут писать. Тут ещё один вопрос: -Что для автора важнее: чтобы его книгу читали или заработать на издании деньги? Конечно, хотелось бы и то и это, но с последними тенденциями, боюсь, такие случаи будут встречаться всё реже.

книги, интернет

Previous post Next post
Up