13. По страницам российских изданий

Jul 26, 2012 09:39



«Знамя», 2012, № 8.

Анатолий ФЕДОРОВ.  «И вы, мундиры голубые…»

<…>
Восторги по поводу Андропова могли быть связаны с еще какой-то службой нашего соседа, близкой к безопасности, но не международной, которой занимается ООН. Утверждать этого я не могу, все могло быть проще: то ли разговоры в кругу дипломатов, то ли рассказы друзей, вхожих, так сказать, в высокие сферы. И я нисколько не сомневаюсь в справедливости этих слухов, если исключить англоманство - в это я не верю. Как-то в одном очень популярном издании появилась статья с рассказом о подобных доблестях главного жандарма страны, пробывшего на этом посту добрых пятнадцать лет. И за дорогой паркет в его кабинете с подчиненных подхалимов он взыскал, и дочке запретил ездить на “Чайке”, и воду пил вместо коньяка...

Повторю, что ко всем этим сведениям я отношусь с полным доверием и даже не хочу объяснять диетические наклонности Андропова его тяжелым заболеванием. Но все дело в том, что если речь идет о государственном человеке, да еще в тоталитарном государстве, где от этого человека зависит благополучие, а подчас и сама жизнь гражданина этого государства, то личные его качества уходят далеко на задний план и вовсе не определяют его места в истории. Я вполне могу предположить, что какой-нибудь там Кальтенбруннер в гитлеровской Германии, повешенный по приговору Нюрнбергского трибунала, отличался, как говорится, скромностью в быту и любил животных. Замечу, что и сам Гитлер был вегетарианцем, занимался на досуге живописью и вроде не очень разбрасывался в своих интимных привязанностях.


Надо сказать, что распространению мифов об Андропове в немалой степени способствовали воспоминания о нем вполне достойных людей, журналистов и политиков, которым приходилось с ним общаться в разные годы и даже помогать ему в подготовке его выступлений на всяких общественных собраниях. Им, видимо, льстило это общение. Не будем называть имен этих людей, которые, кстати, и до сих пор не без удовольствия рассказывают, “каким он парнем был”. А между тем речь идет о человеке, на котором лежит немалая часть вины за жестокое подавление венгерского восстания в 1956 году и вероломное убийство Имре Надя, виновном вместе с ближайшими соратниками по Политбюро во вторжении в Чехословакию в 1968 году; организаторе нападения на Афганистан в 1979 году с последующим подлым убийством президента Амина и его семьи.

За пятнадцать лет его пребывания в должности “шефа Третьего отделения” были высланы за рубеж (или лишены гражданства) выдающиеся деятели советской культуры, в том числе Солженицын и Ростропович, Некрасов и Войнович, Неизвестный и Шемякин. Даже во времена Ягоды и Ежова чекисты не додумались до помещения здоровых людей в психушки: “карательная медицина” - дело рук Андропова. Когда была опубликована стенограмма заседания Политбюро, посвященного еврейской эмиграции, то руководители партии там предстали как сборище циников, невежд и антисемитов! И едва ли не хуже других выглядят там Брежнев и Андропов. Чудовищное уничтожение самолета с двумястами шестьюдесятью девятью ни в чем неповинными пассажирами на борту - символ андроповского правления.

Став полноправным хозяином страны, Андропов затеял кампанию укрепления дисциплины, нелепей которой придумать было нельзя. Однако и это не разрушило мифа о его способности поправить дела в стране. Ограниченный партийный функционер, каким он являлся, не имел об этом ни малейшего представления. Но его внешняя многозначительность и почтительное отношение большой части населения к организации, которую он столь долгое время возглавлял, сделали свое дело: миф сохранился и по сию пору. И вот по прошествии без малого двадцати лет после его кончины эта зловещая личность удостаивается восстановления его барельефа на доме, где он жил в присутствии “демократического” главы государства. Оказывается, в Москве имеется даже проспект имени Андропова. Это все равно как если бы в Берлине был проспект Гиммлера. Обо всем этом можно сказать словами, произнесенными когда-то “вождем мирового пролетариата”, хоть и по другому поводу: странно и чудовищно! Такой же оценки заслуживает и предложение, в свое время поддержанное значительной частью Думы, о восстановлении памятника Дзержинскому на Лубянской площади.
<…>
Полностью: http://magazines.russ.ru/znamia/2012/8/f11.html

Андропов, периодика

Previous post Next post
Up