«Звезда», 2012, № 4
ДМИТРИЙ ТРАВИН
СССР: от мифов к фактам
4.
В «Правде» нет известий, в «Известиях» нет правды Продолжение. Начало в №
1,
2,
3, 2012.
<…>
Несчастным студентам на занятиях предписывалось изучить в общей сложности 138 работ Маркса, Энгельса и Ленина. Естественно, все это был сплошной формализм. При обязательности изучения никто ничего толком не знал. Характерно в этой связи дневниковое признание Анатолия Черняева: «Беда в том, что Ленина читают и знают лишь немногие интеллигенты (и некоторые въедливые студенты), а политики его давно уже не знают и давно уже не читают, а Демичев (секретарь ЦК. - Д. Т.) даже, наверное, считает вредным особенно углубляться в Ленина: "Всякие мысли могут прийти в голову"».
Формально даже взрослый человек оставался в плену пропаганды, которая неслась на него из каждого «утюга». Стандартные лозунги, однотипные здравицы Брежневу, одинаковые фальшивые данные об успехах советской экономики. К юбилею Ленина в апреле 1970 года в большинстве театров страны по приказу свыше были поставлены спектакли про Ильича. «И 365 актеров, картавя, бегали по сценам, закрутив руки себе под мышки», - писал с иронией известный исполнитель роли Ленина Михаил Ульянов.
Вождь революции, наверное, в Мавзолее переворачивался от того, что делала с ним идиотская пропаганда. Посреди огромного поля, например, в центре глубокой лужи мог стоять портрет Ильича с простертой рукой и надписью «Правильной дорогой идете, товарищи!». В лагерях заключенные с восторгом обнаруживали крупно намалеванный лозунг «Ленин с нами!». Шутники отзывались на это анекдотом: мол, советская мебельная промышленность изготовила трехспальную кровать под названием «Ленин с нами!», парфюмеры выпустили духи «Запах Ильича», а банщики внедрили мочалку «По ленинским местам», использовав название экскурсионного маршрута, навязываемого советским туристическим сервисом во всех возможных видах.
<…>
Советский Союз 1970-х - начала 1980-х годов продолжал быть государством, в котором активно использовались репрессии против инакомыслящих. Уже процесс писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля в середине 1960-х продемонстрировал, что власть готова сажать людей даже за «стилистические» разногласия» (по выражению Синявского) с коммунистическим мировоззрением. В этом смысле, конечно, советская практика была несравнимо более жестокой, чем практика нынешней России, где принято говорить о наличии политзаключенных. Тем не менее надо признать, что характер полицейского государства за время существования СССР сильно трансформировался.
<…>
В этом же номере журнала:
Александр Гамазин.
Выдумки профессора Мединского.
Андрей Нечаев.
Реформы начала 1990-х: мифы и реальность.
Борис Парамонов.
Только детские книги читать… P.S.
Дмитрий ТРАВИН. СССР: от мифов к фактам.
5. «По четным - академик, а по нечетным рыбу ловлю» .