Дедушка.
На снимке: отец, дядя Павел (Юхана Пааво), тётя Хилма и дядя Семён (Симо) в дни похорон дедушки - Семёна Матвеевича Хямяляйнена (21.3.1880-27.11.1961).
В свои предсмертные минуты дедушка шептал имя дочери, умершей в 1931 году по дороге к месту ссылки, на барже, плывущей по Енисею. Она была оставлена на одной из енисейских пристаней. Похоронили ее местные жители.
Из 11 детей деда до 1961 года дожили только пятеро. Никто из семьи, высланной в 1931 году в Сибирь, не вернулся в родные места. Бабушка и трое (или четверо?) её детей остались навечно в енисейской ссылке. Мой отец, старший из братьев и сестер, с 1944 года и до конца своих дней жил в Петрозаводске, дядя Павел в 60-е годы перебрался в Эстонию, тётя Хилма большую часть своей жизни провела в Узбекистане. Дядя Семён, приехавший с дедушкой после двадцатилетней ссылки к нам в Петрозаводск, никогда не имел не только своей квартиры, но даже комнаты. Он умер холостяком в 1968 году, не дожив до 60 лет. Младший сын дедушки Суло, не сумевший приехать на похороны, умер в Сибири во второй половине 1970-х гг.
Прощание с дедушкой. Слева направо: Эльвира, я, Толя, Лиля, Элла с Робертом, сыном Фридриха.
* * *Это заключительный пост цикла «Из родительского фотоальбома».
Здесь можно посмотреть 63 фотографии этого цикла.