яркий образчик скульптуры периода правления фараона-Солнца АМЕНхотепа 3-го. несмотря на жуткие повреждения в результате которых было сколото практически всё лицо, дошёл до наших дней только инкрустированный глаз и нижняя губа. сейчас уже трудно сказать кого именно когда то изображал этот фрагмент статуи. вполне вероятно, что самого АМЕНхотепа. а если быть точнее - АМЕНхотепаа в облике бога АМЕНа, как раз цвет лазурита соответствует цвету божественной плоти АМЕНа, небесного, голубого цвета. для изображения же Тии или придворных принцесс эта голова не подходит. слишком характерный глаз, глаз Уджат, с четко очерченной рисочкой, отходящей от него, характерной лишь для изображений божеств. АМЕНхотеп же, при котором усиленно культивировалась его личность, часто изображался в виде того или иного божества. а составные статуи, из разных пород камня в его правление не были редкостью. данная голова вероятно и представляла собой фрагмент составной фигуры бога АМЕНа, "скрытого", "сокровенного" бога, представлявшего собой непознаваемую, скрытую от всех, суть единого Предвечного Бога.
несмотря на кошмарные повреждения, оставшиеся неповреждёнными фрагменты привлекают ещё больше внимания к себе. наверное, если бы эта скульптура сохранилась целиком, она бы не притягивала бы так к себе. гипнотически смотрящий в пространство глаз на фоне сколов смотрится ещё более выразительнее. так уж сложено, что в тиши музеев посетителей более привлекают отчего то изуродованные, плохо сохранившиеся скульптуры. лично у меня в таких ситуациях срабатывает фантазия, я представляю, как бы могла бы выглядеть скульптура, будь она целой, или даже только вышедшей из мастерской. невероятно интересно!
вообще при АМЕНхотепе 3-ем мастерство обработки камня, а особенно твердейших пород, достигло небывалого совершенства. размах строительства вообще поражает! страна украшена была неимоверным количеством храмов, дворцов. красота стала превыше всего. украшались даже рукоятки серпов. поклонение фараону-солнцу АМЕНхотепу достигло небывалых до селе размеров. обожествление царя достигло апогея. однако чрезмерное обожествление отрицательно сказалось на репутации АМЕНхотепа после его смерти. его колоссальный, размером с город, погребальный храм в течении 70 лет после его смерти пришёл в запустение. не реставрировался и после стал нескончаемой каменоломней для строительства храмов царей последующих эпох. более всего постарался МерниПТАХ, фараон 19 династии. всё то несметное количество статуй, которое находилось в этом храме-городе было узурпировано и вывезено. и уже через каких то сто-двести лет от некогда гигантского храмового комплекса не осталось ничего, кроме двух колоссов АМЕНхотепа, позднее названными греческими путешественниками "колоссами мемнона". всё остальное сгинуло под ежегодными наносами Нила и превращено в стройматериал. и именно такая империя купающаяся в роскоши и была дана эхнатону для управления. однако, периоды такого "застоя", периоды без войн и жизни в роскоши, всегда приводили к различного рода катаклизмам, случавшимся либо внутри империи, либо же за её пределами. именно таким потрясением и стало правление эхнатона. и именно мастера вышедшие из художественных школ его отца и достались ему в наследство. но это отдельный разговор и огромная тема.
данное произведение искусства находится в музее Михо, что в Японии. провести аналогию можно с памятником, находящимся в музее метрополитен в нью йорке, где экспонируется нижняя часть лица царицы Тии, жены АМЕНхотепа, также поражающий фантастическим мастерством и качеством обработки камня
(с)Алексей Египтянин, 2010 год