И что же сказал библиофаг,

Jun 19, 2021 18:19


будучи спрошен порталом «Textura» о (главной, знаковой, наиболее важной...) поэтической книге минувшего десятилетия?

Вопросы были такие:

Гуманитарные итоги 2010-2020. Поэтическая книга десятилетия. Часть II

http://textura.club/poeticheskaya-kniga-ch-2/

1. Какую поэтическую книгу, вышедшую в период 2010-2020, Вы бы могли назвать важнейшей? Что Вы сами вкладываете в это определение - «главная поэтическая книга» - и почему?

2. Расскажите о Вашей встрече с этой книгой.

3. Общим местом в наши дни стало наличие культурного перепроизводства - или, как уточняет Евгений Абдуллаев в одном из наших предыдущих опросов, «информационного перепроизводства. Культурно-значимых книг (фильмов, спектаклей…) «производилось» в десятые не больше, чем в нулевые или девяностые. А вот информационный гул - возрос до верхнего акустического порога». В связи с этим хочется спросить: получила ли выбранная Вами книга достойный отклик? Если да, то какие качества книги/работы автора/его репутации поспособствовали этому? Если нет, то почему, на Ваш взгляд, это произошло?

И сказал он, значит, вот что:

Ольга БАЛЛА, литературный критик, эссеист, редактор журналов «Знание - Сила» и «Знамя»:

МАРИЯ СТЕПАНОВА. «ПРОТИВ ЛИРИКИ» (М.: «АСТ», 2017)

БОГДАН АГРИС. «ДАЛЬНИЙ ПОЛУСТАНОК» (М.: «РУССКИЙ ГУЛЛИВЕР. ЦЕНТР СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», 2019)


1. Понятно, что, выбирая поэтическую книгу десятилетия, выбрать надо не (только) ту, что была особенно дорога лично тебе как читателю (если бы речь шла о чём-то таком, мне, пожалуй, было бы не выбрать единственной), но такую, которая - оставаясь дорогой лично тебе как читателю - означала бы притом важный или характерный в каком бы то ни было отношении шаг в развитии современной русской поэзии в целом или, по крайней мере, такую, вокруг которой, как вокруг фокусирующего зрение центра, можно было бы собрать собственную картину поэтических процессов обозреваемого периода (а может быть, и не его одного).

В этом случае я остановилась бы на сборнике Марии Степановой «Против лирики: Стихи 1995-2015» (М.: «АСТ», 2017. - (Ангедония: Проект Ильи Данишевского), потому что она видится мне выражающей глубокие тенденции не только в персональном поэтическом развитии одного из важнейших авторов нашего времени. В этой книге, вместившей в себя несколько биографических и исторических эпох, - но обозревающей их, отбирающей для себя их элементы именно с точки зрения 2010-х, можно проследить движение от лирики в её вполне классическом понимании (в этом смысле название книги нас не обманывает, хотя и взято из одного давнего стихотворения, которое, на самом деле, совсем о другом) - к её, действительно, преодолению, к противоположности её: к своего рода фольклору - речи надличностной, «всехней», хотя и произносимой единственным, резко-индивидуальным голосом. Чем дальше к концу книги, тем более поэт движется к выговариванию (надличных) структур бытия - вещных, чувственных, к выработке языка для этого (это видится мне одной из важнейших задач поэзии вообще - и одним из важнейших направлений поэтической работы обсуждаемого десятилетия в частности), - причём структур посткатастрофических. Это вообще во многом посткатастрофическая, посттравматическая речь (испытание возможностей такой речи), полная сколков, обломков, инородных прежде (а теперь не таких уж и чужих) фрагментов - ритмических, лексических, стилистических, речь, существенный компонент которой - отголоски большой, размером в несколько веков, поэтической памяти нашей культуры, - что, на мой взгляд, для истекшего десятилетия очень симптоматично. Этот сборник позволяет увидеть, что в своих поздних книгах вообще поэт проводит пересмотр всей прожитой до неё культуры, новую дефрагментацию этой культуры, новую её сборку на новых принципах - и вырабатывает новую лирику. Другая, инакоустроенная лирика возникает как голос иной, памятливой и рефлектирующей, цельности.

2. Встреча моя с этой книгой выглядела традиционно, если не сказать - архетипически: купила в благословенном «Фаланстере», едучи домой, стала читать в метро, проехала остановку… А потом написала то, что я думаю о ней, в рецензии на сайте радио «Свобода».

3. По моим наблюдениям, эту книгу прочитали и оценили (поскольку почувствовали, что поэтическая работа в ней делается и важная, и нетривиальная, и большого масштаба), на неё были хорошие понимающие рецензии (например, Льва Оборина на «Горьком», Дмитрия Бутрина в «Коммерсанте»), и в предыдущей части опроса о поэтических книгах десятилетия она была уже среди таковых названа Михаилом Гундариным.

P.S. Теперь я скажу о некоторых книгах, соперничавших с этим сборником за роль «моей» поэтической книги десятилетия. Прежде всего это - две книги, две - подобно степановской - большие поэтические суммы, вышедшие как бы «по краям» десятилетия, в начале и в конце его. Это первый том четырёхтомника Ольги Седаковой (М: «Университет Дмитрия Пожарского», 2010), - изданная формально в последний год «нулевых», но психологически - в первый год «десятых», эта книга как бы закладывает фундамент поэтическому развитию следующих десяти лет, - и «Избранное, составленное поэтами» Олега Юрьева - ещё одного из важнейших поэтов конца XX - первых десятилетий XXI века (М.: «ОГИ»), вышедшее в 2020-м (это - если уж изъясняться знаковыми, суммирующими книгами; вообще у Юрьева в этом, последнем для него десятилетии вышло несколько книг, все они были для меня важными читательскими событиями).

Несомненно, поэтическую картину десятилетия резко изменили (уточнили, добавили ей новых измерений) сборники Григория Дашевского «Стихотворения и переводы» (М.: «Новое издательство», 2015), Михаила Гронаса «Краткая история внимания» (М.: «Новое издательство», 2019), книга Андрея Таврова «Проект Данте» (М.: «Водолей», 2014).

Ну и, наконец, о лично-важной книге, - которую, единственную, выбрать тоже практически невозможно (тут список, на самом деле, большой), но всё-таки самым первым идёт на ум сборник Богдана Агриса «Дальний полустанок» 2019 года (М.: Русский Гулливер), о котором мне уже случилось говорить в рамках одного из предыдущих опросов.

Среди важных читательских событий десятилетия надо назвать сборники Олега Юрьева: «Стихи и другие стихотворения» (М.: «Новое издательство», 2011), «О Родине: Стихи, хоры и песеньки 2010-2013 (М.: «Книжное обозрение (АРГО-РИСК)», 2013), «Стихи и хоры последнего времени» (М.: «НЛО», 2016. - (Новая поэзия); Валерия Шубинского: «Вверх по течению» (М.: «Русский Гулливер», 2012), «Рыбы и реки» (М.: «Русский Гулливер», 2016); причислить ли сюда «Тёмную ночь» (М.: НЛО), которая - 2020 года, но ведь это формально - последний год 2010-х? - Дерзну причислить, как и «Посмотри на муравьёв» Михаила Айзенберга (М.: «Новое издательство», 2020). Его же «Скажешь зима» (М.: «Новое издательство», 2017) можно называть смело.

Всё время помню «Стихи» Асара Эппеля (увы, посмертный сборник, М.: «ОГИ», 2014) и «Ибо небо» Аркадия Штыпеля (М.: «ОГИ», 2014); надо назвать и «Однотомник» его (М.: «Б.С.Г.-пресс», 2019).

Кроме того, из книг минувшего десятилетия я очень люблю книги Сергея Шестакова: «Схолии» (М.: atelier ventura, 2011), «Другие ландшафты» (М.: atelier ventura, 2015), «Короткие стихотворения о любви» (М.: «Водолей», 2016), Василия Бородина (назову-ка я среди них «Цирк “Ветер”» (М.: «Книжное обозрение», «АРГО-РИСК», 2012), «Дождь-письмо» (СПб.: «Своё издательство», 2013) и «Лосиный остров», несколько выходящий за пределы десятилетия, поскольку вобравший в себя стихи 2005-2015 годов (М.: «НЛО», 2015), Сергея Круглова: «Народные песни» (М.: «Русский Гулливер», 2010), «Птичий двор» (М.: «Книжное обозрение», «АРГО-РИСК», 2013), «Царица Суббота» (М: Воймега, 2016), «Маранафа» (М.: «АВИГЕЯ, Пробел-2000», 2018), «Ангела на Павелецкой» Евгении Вежлян (М.: «Воймега», 2019), «Австралию» Елены Генерозовой (М.: «Воймега», 2011), «Сон златоглазки» Елены Лапшиной (М.: «Русский Гулливер», 2018). Все они очень разные (не надо искать общего знаменателя), и список слишком неполный, поскольку пишу я его, по обыкновению, в последнюю ночь перед дэдлайном. Но он о любви.

что сказал библиофаг, пристрастия, литература, итоги 2010-х, поэзия, библиофагия, литературный процесс

Previous post Next post
Up