В разноголосице критического хора (О книге: Борис Кутенков. 25 писем о русской поэзии. - М.: Синяя гора, 2024. - (Спасибо)) // Prosodia. - 28.11.2024. =
https://prosodia.ru/catalog/shtudii/v-raznogolositse-kriticheskogo-khora ;
https://gertman.livejournal.com/388201.html ...типов взгляда тут больше, чем два; пристальное всматривание позволяет насчитать четыре.
Это взгляды: поэта (задумывающегося о природе и сушестве поэзии как собственного дела), критика - опытного аналитика поэтических текстов, видящего разные их уровни, взаимодействие этих уровней, понимающего механику их устройства (понимание которой ни вообще, ни, в особенности, в данном случае не противоречит восприимчивости к принципиальной тайне поэзии, к её, как выразился в этой книге сам Кутенков, «тёмным углам»); читателя (человека, вообще опытного в восприятии текстов и внимании к ним - поверх и помимо профессиональных задач) и, наконец, просто человека со своей эмоциональной биографией, со своими экзистенциальными задачами, которому стихи помогают жить, чувствовать мир и если и не решать упомянутые задачи, то, во всяком случае, яснее и точнее видеть их - а тем самым и самого себя. Первый и второй типы взглядов тут главенствуют; третий активно с ними взаимодействует; что касается четвёртого, он держит их все на себе, как фундамент, и снабжает энергией. А с читателем он ведёт доверительный разговор. В итоге получается сложное подвижное целое, и в этой, перефразируя классика, разноголосице критического хора все собеседники поют на голос свой, на передний план выступает то один, то другой говорящий, а иногда некоторые из них объединяются и говорят одновременно, то в унисон, то перебивая друг друга.