Зачем нужны, например, социальные сети?
(я бы поставила вопрос шире: зачем нужно, например, всё? - но не будем так радикальны)
А вот прежде всего (прежде всяких практических штук, вроде того, чтобы что-то узнать, в чём-то сориентироваться, с кем-то списаться) затем, чтобы напомнить и непрестанно напоминать тебе о твоей безнадёжной, непреодолимой, фатальной недостаточности
(недостаточности для чего? - для полной и полноценной жизни, конечно. Для того, чтобы быть в полный рост человеком и иметь хоть какое-то значение для чего бы то ни было).
Из этой ситуации (повторяю, безнадёжной) возможны как минимум два выхода.
Первый: заняться (желательно немедленно) срочным, интенсивным восполнением своей недостаточности (того, что таковою чувствуется) - хотя бы на тех её участках, что мнятся особенно невыносимыми
(типа создавать себе систематическую образованность, хотя уже насмерть поздно: и времени - биографического - мало, и формируемый материал неподатлив).
Второй: никаких сетей (нас уловляющих) на фиг не читать.
Потери в обоих случаях очевидны, хотя они, разумеется, разные.
В первом случае ты растратишь невеликие остатки ресурса на недостижимое
(и, поскольку оно недостижимое, - ничего и не достигнешь).
Во втором ты просто не будешь знать о новых и неведомых тебе прежде старых книгах, культурных событиях и интеллектуальных явлениях вообще
(а какие, руку на сердце положа, интересовали тебя когда бы то ни было всерьёз явления, кроме интеллектуальных?..)
и упустишь свои последние шансы если и не на образованность приличную, то хоть на какую-то ориентированность.
(В любом случае ты в проигрыше, это ясно, -
- вопрос - но очень важный вопрос - лишь в том, как с этим проигрышем обойтись, как внутри него обжиться, как. если угодно, распорядиться им -
- как тоже своего рода ресурсом.)
**
…главное - не сделать (утешаясь) из своей недостаточности добродетель и преимущество.
В таком случае она потеряет свой незаменимый смысл.
Она должна язвить.
картина Бато Дугаржапова