скоропись ольги балла (О книгах: Ольга Васильева, Анна Север. Волки на Невском. Сны и явь Петербурга / Сост. Н. Кононихин. - СПб.: [Издательство не указано], 2023; Мария Ивашкина. Петербург. Тихий ход. - СПб.: Подписные издания, 2023; Анастасия Вепрева, Роман Осминкин. Коммуналка на Петроградке / Предисловие А. Юрчака. - М.: Новое литературное обозрение, 2022. - (Художественная словесность)) // Знамя. - № 12. - 2023. =
https://znamlit.ru/archive.html?id=331 ;
https://gertman.livejournal.com/358766.html Сойдясь, как обычно, волею случая, на рецензентском столе, книги этой Скорописи натолкнули нас на идею внутреннего Петербурга - которому, так или иначе, посвящена каждая из них. Не тому городу, что виден глазом - и каждому, но подтекстам видимого, которые размещаются главным образом внутри наблюдающих (иногда они еще разлиты в воздухе, но и в таком случае уловит их не всякий - тут необходима тонкая настройка). Читатель помнит, что в предыдущем, ноябрьском номере журнала мы публиковали рецензию Александра Люсого на книгу Ольги Богдановой (конечно же, петербурженки) «Петербургский текст русской литературы: вторая половина XX века». Книги, о которых пойдет речь сегодня, продолжают и развивают - применительно уже к первым десятилетиям века XXI - тему петербургского текста. Правда, шире, чем текста одной только литературы (хотя и ее тоже; куда бы мы без нее; мне вообще втайне кажется, что именно она город и создает, а все остальное, от архитектуры до государственной мысли, лишь следует ей - и в ответ создает ее). Тут речь куда скорее о (далеко перерастающем то, о чем на заре представлений о петербургском тексте говорил создатель этой концепции Владимир Топоров) тексте самой жизни - и о Петербурге снов и мечтаний, домысливаний и памяти, умолчаний и догадок, всех пяти чувств, а особенно шестого. Словом, о таком, которого глазами как будто не увидишь, зато о нем можно - более того, необходимо - говорить.
…и только теперь, обрабатывая черновики декабрьской Скорописи, придавая текстам окончательный вид, автор с изумлением понимает, что у всех ныне обозреваемых книг есть и еще одно общее свойство: в каждой из них звучит несколько голосов. Как минимум два. На самом деле - всегда больше, и это сообщает образу, создаваемому каждой книгой, - объемность. (Все правильно: Петербург - особенно внутренний - так огромен, что одного голоса для него, наверное, все-таки недостаточно.)
21.10.2023.