Click to view
Доренко, как обычно, утрирует, будоражит и провоцирует неокрепшую аудиторию. Мастер говорит, но нужно быть мастером, чтобы это понять. Играя историческими слоями и современными примерами в виде русского марша и спартаковским (читай «народным») дебошем, он проводит аналогии и выстраивает смысловые цепочки. Хочется верить, что массы не воспринимают это, как прямой сигнал к действию. Хочется вообще верить, что те кто «рубятся» делают это за идею. Об этом, собственно, и говорит Сергей Леонидович, играя голосом и заглядывая в душу, вопрошая через утверждение, мол, «очки Сталина нннада?».
Родившись через шесть лет после смерти Сталина, человеку сложно оценить всю палитру существования при этом режиме. Но с другой стороны - большое видится на расстоянии. Сталину, грубо говоря, было проще с идеями. Индустрию поднимать надо? Надо! Сельское хозяйство надо? Надо! Враг у ворот! «За Родину! За Сталина!» и т.д.. Потом, когда пришел Хрущев, были другие идеи, не всегда удачные, но были и такие несбыточные и прекрасные, как освоение космического пространства. Правда, все закончилось на околоземной орбите, и на Марсе сады никто не посеял, но верили… верили. И вот потом, идеи кончились, так как во многом разочаровались. Начался «брежневский застой», с которым, кстати, сравнивают и наши времена.
Новое поколение, выросшее на интернете, хлебнувшее цифровых идей, решило все вынести на улицу. Засиделись у компьютеров, но так как никакой глобальной путинской стройки нет, «идею» / «врага» придумывают сами, на коленке, чисто для себя. Одни на трибунах стадиона в виде полиции, другие борются за «чистоту дворов» с теми, кто эту чистоту наводит. Отсюда вырисовывается доренковский «Сталин», кризисный менеджер по идеям и идеологии.
Но есть одно но, сознание в демократической России у нового поколения уже успело индивидуализироваться и идейное «мы» превратилось в субъективное массовое «я». От общности «строительства коммунизма» к объединению «по интересам», будь то «правый марш» или «оклофутбол», а сочинская Олимпиада как стройка самосознания не канает, увы… В данной ситуации требуется новая, если хотите, «цифровая» идеология, ведущая сознание не от принципа «что делать?» - революцию / бунт (нужное подчеркнуть), - а «зачем это делать?». Так вот, чтобы решить это «зачем?», нужно проявить волевое усилие и подумать самому, не кидаясь на первые попавшиеся «крепкие» идеи, и не ждать, что тебе их спустят сверху… или «Сталина нннада?».