Восток. Дальний Восток.

Oct 23, 2012 00:00

часть II : Китай
про 50 килограмм и полтора миллиарда, Лешу и его бизнес, каменный лес и Небесное озеро, пянь и дянь





    Снова едем по Хасанскому району, но уже в автобусе с русскими туристами.



Все едут налегке - это настораживает, но только до тех пор, пока мы не сядем на обратный рейс (но об этом позже). По пути слушаем небольшой инструктаж: нельзя ввозить аптечные препараты, шпионские штучки, рыбацкие сети. Неделимые вещи можно провозить только до 35кг, всего на человека разрешено до 50кг багажа. Через МАПП «Краскино» автобус везет нас в Хуньчунь, который расположен в 15 минутах езды от Русско-Китайской границы. Сложно забыть, куда мы направляемся, просто потому, что даже чехлы сидений превратились в дешевую подделку.



Вид из окна чудесный, необычная природа и погода, мокрый снег налип на деревья. Рассвет окрасил вершины заснеженных сопок, а мы снова трясемся в автобусе, и такую красоту никак не запечатлеть.
      Турагенты Владивостока говорят, что Китай - безвизовая страна, но это только для автомобильных пунктов пропуска - там пускают по визированным пофамильным спискам в алфавитном порядке. Так что каждому из нас присвоили номер, цепочку нарушать нельзя - китайцы в списке ошибутся. МАПП открыт строго в рабочее время с 13:00 (начало рабочего дня у китайцев с учетом трехчасовой разницы во времени) до 18:00 (окончание рабочего дня у нас). Говорят, в Приморье нехватка квалифицированного персонала, а иногда и народонаселения, чтобы обеспечить круглосуточную работу границы.
      Разница между РФ и КНР ощущается уже на пункте досмотра. У нас - это обычный, советской постройки, ангар, деревянные кабинки с голыми стенами и зеркалами, оборудованные скудным компьютером и необходимыми девайсами. У китайцев - просторное современное здание, напичканное всякими электронными устройствами, всем приехавшим раздают агитационные справочники «Проведение жизни в кутежах и развлечениях в Хуньчуне» с указаниями и предупреждениями как себя вести, а также небольшая подборка-словарь выражений и словосочетаний первой необходимости.



На границе нас встретили переводчики от принимающей стороны, и тут понеслось - русские понеслись. Когда обед, где обед, мне не нравится мой номер, как проехать на массаж, где купить байцзю и пр. Хорошо хоть у них паспорта забрали - не потеряют в битве за ширпотреб на рынках.
      Нас же встречает сопровождающий+водитель+переводчик Леша, чтобы везти по основным красотам провинции Цзилинь. Изначально предполагалось, что мы поедем в Китай на 7дн/6н по стоимости 20000 ру/чел (не надо удивляться, мы заказали индивидуальный тур), но планы как всегда резко поменялись, и мы поехали на 4дн/3н. Стоимость такого тура без обслуживания (только дорога+гостиница) - около 4000ру/чел, в общем-то сущие копейки. Стоимость нашего индивидуального дополнения мы заранее не уточнили, наивно понадеявшись, что раз сократились сроки поездки, то и стоимость уменьшится. Куда там? Заплатили столько же, если не больше. Видите ли километраж такой же, билеты в заповедники тоже, а стоимость ночевок в гостиницах компенсируется затратами на входные билеты в заповедник во второй день. Итог такой, что потратить 40000 ру за 4 дня в Китае на двоих (без питания и карманных расходов) мы не могли решиться себе позволить около часа. Все это время мы пытали Лешу на предмет подвоха, ибо он еще при знакомстве повел себя неприветливо. Потом, посовещавшись, здравый смысл отступил, вернулось желание новых впечатлений, и мы собрались ехать, но сопровождающий Леша, не дождавшись нашего решения, уехал обедать. Со всеми обменами валют и пр. мы выехали из Хуньчуня через 2 часа после приезда. В общем, почувствовали себя «долгожданными» гостями в Китае, хотя очевидно долгожданными были наши деньги.
      За скупой беседой с Лешей из разряда вопрос-ответ мы узнали, что население Китая 1млрд. 340 млн. человек, что разрешено иметь 1 ребенка в семье, за второго надо заплатить 20% от семейного дохода. Бедняки могут иметь сколько угодно детей, но они не получат паспорт, соответственно не поступят в школу, не устроятся на работу... Двух детей можно иметь национальным меньшинствам, их около 13% от всего населения. Однако население Китая быстро стареет, скоро будет много пенсионеров, экономика не выдержит, поэтому правительство разыскивает пути решения этого вопроса.



Китайцы живут по лунному календарю. Новый год у них - это праздник весны. Еще очень важное ежегодное событие - праздник полной луны (день середины осени). Это семейное событие, все собираются вместе, пекут традиционные сладкие круглые кексы. Очень большое значение придают круглым вещам, потому что круглое - значит полное, целое. Дни рождения отмечают немногие, юбилей у них в 61, т.к. старый уже, как объяснил нам Леша. На свадьбах обязательны семечки, конфеты и сигареты (на них каждая пара тратит около 300$). Некурящая молодежь иногда старается эти деньги потратить на благотворительность, предъявляя на торжестве чек, что они не поскупились; но старики обижаются, не понимают современных веяний.
Вообще, наш «экскурсовод» был довольно немногословен, в основном только отвечал на вопросы. Хочется верить, что он за 20 лет работы с русскими не очень выучил язык, а не потому, что он филонил. Русское имя китайцы выбирают наугад, на какое проще отзываться, не обязательно созвучное с родным. Хочешь - Вася, или Петя, хоть Владимиром Владимировичем назовись. Так рождаются названия «массажный салон у Юли» и «аптека у Андрея».




Мы едем в городской уезд Дуньхуа - сокровищницу мирового буддийского наследия. Основной достопримечательностью этой местности является расположенный на его территории самый большой в Северо-восточной Азии действующий монастырь Чженцзюэши времен империи Тан, здесь служат буддийские монахи уже в третьем поколении. Храмовый ансамбль расположен на горе Людиншань (гора с шестью вершинами), отсюда пошло название природно-культурного парка национального значения - Парк Шести Вершин. Стоимость посещения монастыря - 120 юаней (600 рублей); размеры территории впечатляют, общая площадь - 70000 квадратных метров, он был открыт для посещения в 1993 году, но официальное открытие состоялось в 2011 году. На въезде в парк стоят узорные ворота, которые, по словам ученых-историков, описывают всю историю корейского народа. Среди главных богов храма - Богиня милосердия, на отделку одной из скульптур которой ушло 6,6 килограммов чистого золота. Но, конечно, самым впечатляющим строением является статуя Будды на сопке, к которой ведет лестница из 1010 ступеней. Высота статуи около 50 метров плюс высота сопки (около 600 метров) - итого мы получаем самую высокую статую Будды по словам Лёши, только подтверждения этому мы не нашли нигде больше…
      К сожалению, из-за всех задержек с нашими сомнениями и Лешиным обедом, мы приехали туда слишком поздно, к закрытию, а точнее к 16:00. Не надо удивляться, при китайском времяизмерении рассвет на востоке страны наступает около 4:30, а закат ~ в 16:20. Этот факт заметно отразился на наших фото-творениях, точнее их периодическом отсутствии. В Китае, хоть протяженность страны с запада на восток больше 4500км - один часовой пояс, на летнее/зимнее время часы не переводят, говорят, не помогает.
      Полюбовались издалека, закатные лучи осветили статую на фоне безоблачного неба, но все как-то тускло, бледно. Мы даже на память не сфотографировались. Леша сам ничего (хочется выразиться эмоциональнее) почти не рассказал - мы с информационного стенда с английского языка переводили некоторые фразы, пока стремительно темнело. Поехали ужинать, или обедать, наконец-то! «Пролетели» мимо памятника - лошадь, танцующая на шаре. По словам Леши - это памятник в честь «очень хорошего туристического города». Как рассказал потом представитель турфирмы - китайцы проводили конкурс, вроде как у нас «чудеса России». Выиграла легенда о лошадях (кажется, арманьяках), которые были привезены из средней Азии, были очень выносливы и чуть ли не умели летать, и долгое время спасали чжурчжэней от монгольского нашествия.
      Вывесок вроде Restaurant нет. Кафе, бар, таверна, харчевня - знакомых букв вообще нет, только иероглифы: крючки, палочки, завиточки. Леша привез нас в недорогой ресторанчик с национальной атмосферой: отдельные кабинки, бамбуковая мебель, индивидуальный одноразовый запечатанный комплект стеклянной посуды в целлофане. Меню состоит из иероглифов, хорошо, хоть есть пара картинок. С заказом определиться трудновато, Леша опять ничего не переводит на русский (только на китайский). Берем пельмени (мама советовала попробовать) и тушеную говядину, после этого Леша уходит есть в соседнюю кабинку, видимо не хочет сближаться с клиентами. Приносят пиво, закрытое, открывалки нет - приходится идти к бару с бутылкой. Персонал ни слова не понимает, ни по-русски, ни по-английски. Вспоминается фильм «Трудности перевода», вот уж, правда, взаимопонимание - проблема.
      Принесли мою говядину с картошкой - это кастрюля моей мамы, литров на 5, из них 3 литра бульона, 1л картошки и 1л говяжьих хрящей.



Потом принесли на блюде пельмени - каждый размером с кулак, 10 штук. Есть палочками очень неудобно, удержать на весу практически невозможно, вилок нет - только ложки.



Зеленый чай должен быть рисовым, а по вкусу будто из гречки. В общем, ужин был неплох, но не сказать, чтоб мы особо им насладились, по стоимости ~ 400 рублей.



На улице ночь. Нас окружает незнакомая архитектура, красная, зеленая, желтая - яркая иллюминация, шарики-фонарики, иероглифы на вывесках и рекламных щитах, люди с другой формой черепа, рикши и повозки, кто-то проехал мимо на тракторе, китаянка метет проезжую часть чем-то наподобие метлы… На нас смотрят как на обезьян в зоопарке. Мы вообще где?! Единственный узнаваемый объект, луна, доказывает нам, что мы еще на Земле, на своей планете. Настоящий Китай - он без отопления и горячей воды, без салфеток в туалете. Люди в деревнях по 500 тыс.чел. отапливают свои маленькие аккуратные похожие домики смесью кукурузных початков и экскрементов, дым разносится на несколько километров вокруг. По краям дороги стоят флажки, как на горнолыжной трассе. Иногда встречаются предупредительные знаки, вроде «берегите лес от пожара», «водитель, не спи за рулем» и т.п. Все на иероглифах, только картинки доносят до нас суть плакатов и вывесок.

Утром двинули на северное восхождение потенциально активного вулкана Пэктусан, который по-китайски называется Чанбайшань (’вечно белая гора’), а по-корейски - Байтоушань (‘гора «белая шапка»’). Это плоскогорье на ¾ расположено на территории Китая и на ¼ - в КНДР, изображение Пэкту украшает герб Северной Кореи, а также упоминается в текстах гимнов обеих Корей. Гора имеет высоту 2744 м, на вершине в кальдере, образованной мощным извержением в 970-х годах, располагается Небесное озеро, озеро Тяньчи, из которого берут свое начало три реки: Ялуцзян, Тумыньцзян (Туманная) и река Эрдаобайхэ, которая питает Сунгари, крупнейший приток Амура.




Жившие в округе народы поклонялись горе Пэктусан на протяжении всей истории. Корейцы и маньчжуры считают ее местом происхождения своих предков. Согласно северокорейской легенде, к горному озеру с небес спустился Хванун, отец основателя первого корейского государства. Видимо, поэтому сейчас здесь преобладают корейские туристы. Хотя, с другой стороны, здесь находится мифическая родина представителей царской семьи, которые были основателями маньчжурского государства и китайской династии Цин. Этот вопрос иногда является причиной дипломатических конфликтов между двумя странами. Среди местного населения бытует легенда о живущем в озере чудовище, которое якобы даже удалось заснять на видео. Небесное озеро занесено в книгу рекордов Гиннесса как самое высокое кратерное озеро в мире - высота поверхности воды составляет 2189 метров, и мы направляемся туда.
Приехали ко входу в заповедник на высоту около 1000 метров. Леша прозондировал почву, говорит, что к озеру автобусы не ходят - замело снегом и низкая облачность. Делать вроде нечего, зачем билеты покупать? С этой стороны горы есть еще объект «Каменный лес». Мы настаиваем купить билеты, не зря же приехали и столько денег отвалили - Леша покупает. Не хочется углубляться в финансовую сторону вопроса, могу сказать лишь, что вход стоит ~ 600 рублей, ~ 500 рублей стоят автобусы, курсирующие на территории заповедника от одного объекта к другому. Не знаю, что тут можно делать без автобусов (почему их не включили в стоимость входного билета?), но ехать к максимально близкой к озеру точке больше получаса. На территории нельзя курить, распивать, разжигать. Просто в древнем лесу погулять? за 600 рублей - сомнительное удовольствие…
      Заходим через современные турникеты. Сразу бросается в глаза чистота и аккуратность. Не вытоптанные дорожки, а заботливо сколоченные деревянные помосты, посыпанные песочком. Можно взять напрокат теплые плащи. На площади целый автобусный парк - видимо, в «сезон» здесь туристов значительно больше. А пока что в автобусе нас трое и два китайца (или кореец и сопровождающая-китаянка).



Автобус постепенно наполняется, и вот мы уже не вмещаемся в один, и нас пересаживают в другой, побольше. Всего набралось человек 20, едем; пахнет странным древесным ароматом. Дороги асфальтированы, водила гонит, не сбавляя на поворотах. Лес вокруг нетронутый: поваленные деревья лежат годами, все очень первобытно. Видимо, здесь действует правило не вмешиваться в естественный ход истории. Довольно долго поднимаемся в гору, оказывается, нас все-таки везут к озеру. Не знаю, решилось ли это только что, или Леше все было известно заранее.





И вот уже виднеется гора, которая мелькает сквозь бегущие облака. Доехали до определенной высоты и встали перед трактором; дальше - пешком. Прошлись немного до туристической площадки: там кафе и комната отдыха. Тут же виден единственный путь на гору - длиннющая лестница в небо, заметенная снегом, но заботливо присыпанная песочком, но только в самом начале. Правда это не спасает: снега намело столько, что ступени превратились в крутую горку и только мешают удобно ступать на поверхность. В спину дует пронизывающий ветер, но сквозь переменную облачность проглядывает солнце и не дает заскучать на пути к великой горе с не менее великим озером.









Поднимались больше часа, навстречу попадались несколько таких же энтузиастов, только их запал на спуске заметно поубавился.
      Добрались, и, о чудо, озеро видать (нас уверяли, что оно наверняка будет затянуто облаками). Небесно-голубая вода, не покрытая льдом, вокруг все заметено чистым снегом, кое-где проглядывают черные пики шестнадцати горных вершин, окружающих озеро. Несколько корейцев с нами рядом радуются и прыгают. Хорошо! Одухотворенно! Божественно!












Обратная дорога показалась не такой приветливой - ветер со снегом в лицо, солнце спряталось, заметно похолодало; обувь скользит под уклон, то есть вперед и вниз.









Спустились к автобусу, наш сопровождающий прождал тут 2,5 часа.
      Едем к другому объекту осмотра - в каменный лес.





Честно говоря, найти какую-либо информацию об этом месте в интернете не удалось, поэтому скажу лишь то, что помню из рассказа представителя турфирмы во Владивостоке. После мощного извержения вулкана, произошедшего около 1000 лет назад, пепел и лавовые озера разлились широко вокруг, поглотив окружающую природу. И деревья, заточённые, окаменели за тысячелетие. В наши дни ручьи и реки, берущие свое начало в кратерном озере, размывают толщу лавы, и окаменелые деревья проступают на поверхность.







Мы же увидели очень древний густой девственный лес, удобные мостки для прогулки, ведущие четко из пункта А в пункт Б, глубокую расщелину, вымытую горными реками, сметающими все на своем пути. Скорее всего, все дело в том, что мы смотрели на лес, а не на камни, и, как это обычно происходит, потому, что наш сопровождающий не провел нам никакую «экскурсию», оставшись ждать на парковке. Однако, вот несколько фотографий - вдруг вам удастся отыскать среди них нечто похожее…












Выходим к автобусу - он, оказывается, последний. Время 15:30, заповедник закрывается. Внутри все сидят пристегнутые, есть ремни даже на 4 сиденья одновременно. Водитель людей не бережет, обратно несемся еще быстрее, чем утром. Ноги промокли, мы замерзли - надо чем-то согреться. Для начала ужин - опять в каком-то микрозаведении у Лешиного приятеля в маленькой деревне Эрдаобайхе (в переводе ‘вторая белая река’). Потом магазин и китайское пиво, а после Леша предложил нам поехать на массаж. Пара кварталов на машине, и наши замерзшие ноги оказались в тазу с горячей водой, наши уставшие тела - в опытных руках китайских массажистов. Весь этот утомительный день сразу оказался позади, кроме мокрой обуви. Ее предстояло высушить, подвесив на кондиционер, потому как батарей в Китае мы не встретили ни разу. Спали без задних ног, утром ранний подъем в 5:30, потому что завтрак в 6:00.

часть 1
часть 3

Китай

Previous post Next post
Up