И мы сохраним тебя, русская речь

Jun 23, 2015 20:48



В двух прекрасных фильмах, «Доживем до понедельника» и «Дневник директора школы», есть примечательные сходные эпизоды: герой Вячеслава Тихонова учиняет коллеге разнос за то, что она говорит «полóжили», а персонаж Олега Борисова отвергает претендентку на вакансию учителя, потому что та произносит «транвай».

Великое русское слово )

школа, язык

Leave a comment

skichmana June 24 2015, 09:16:35 UTC
Стандарт произношения, мне кажется, очень сложно внедрить в такой большой стране, как наша. Ну, с "ложить" всё понятно. А как же регламентировать интонации? Уральцев с пермяками, которых я очень люблю слушать. А одесский акцент? Без этих говоров русский язык потеряет половину своей привлекательности, - перефразируя Н.Озерова.

Reply

egovoru June 24 2015, 11:25:13 UTC
Вроде бы верно, но, с другой стороны, если что-то и может объединить людей в одну общность, так это же именно единообразное произношение?

Reply

skichmana June 24 2015, 13:47:29 UTC
Пусть границы нашей общности будет немного пошире, чем стандарт дикторов ТВ. Хотя, конечно, у дикторов не должно быть никаких акцентов.

Reply

alek_morse June 26 2015, 00:10:27 UTC
На мой взгляд, не так страшны региональные особенности произношения, пока общество понимает, что такое литературная речь и умеет отделить "неправильности" от "нормы".

Горбачёв говорил неправильно - и все это слышали, понимали и смеялись над этим.

Reply

egovoru June 26 2015, 00:18:09 UTC
Плохо не то, что смеялись, а какие делали из этого выводы. В ответе другому комментатору уже попыталась изложить эту мысль подробнее.

Reply

nebos_avos June 24 2015, 12:31:28 UTC
Просторечие, включая диалектизмы, я тоже люблю. К нарочитым искажениям нормы вполне терпим и сам тому не чужд. А вот чего не выношу, так это равнодушия к языку, когда говорящий его воспринимает как досадную необходимость и вовсе не слышит, что он говорит. Порча языка происходит, полагаю, именно от этого. И тон тут задают как раз работники СМИ.

Reply

egovoru June 24 2015, 12:46:08 UTC
Мне кажется, здесь еще важно учитывать, имеем ли мы с дело с частной речью или публичной? Одно дело - как мы говорим у себя дома; и совсем другое, если мы выступаем на публичной трибуне. Примерно так же, как и, например, с одеждой: мы же не выходим на улицу в ночной рубашке?

Насчет же "не слышит", возможно, это в буквальном смысле - некоторые люди именно физически не слышат, что они говорят неправильно, как другие в буквальном смысле не видят, что пишут с ошибками :(

А с работников СМИ спрос, конечно, особый - как и с учителей, и с политических лидеров. А как Вы думаете, распространение интернета и то, что большинство людей теперь новости читает, а не слушает, должно плохо сказаться на произношении?

Reply

nebos_avos June 24 2015, 13:42:12 UTC
Думаю, сказывается это по преимуществу на ровесниках интернета.

*Насчет же "не слышит", возможно, это в буквальном смысле*

Нет, у меня не в буквальном. Правильней было бы вместо "слышит" написать "вдумывается". Но ведь применительно к слову это почти эквивалентно вслушиванию.

Reply

egovoru June 26 2015, 12:49:14 UTC
У Гениса есть очерк на сходную тему. В основном он рассуждает в нем о различиях английского и русского языков, но есть и пассаж о предмете нашего разговора:

"Репрессивный русский словарь, в отличие от сговорчивого английского, выполняет еще и социальную функцию. В обществе, упразднившем одни и истребившем другие классы, язык стал индикатором сословных различий. Когда обновленные словари обнаружили у «кофе» средний род и разрешили называть его «оно», маловажная перемена вызвала непропорциональный шок. Умение обращаться с «кофе» считалось пропуском в образованное общество. Но вот шибболет интеллигенции, удобный речевой пароль, позволяющий отличать чужих от своих, - убрали, и язык стал проще, а жизнь сложнее."

Кажется, роль английского языка как индикатора социальных различий еще сильнее: мы это знаем по истории Элизы Дулиттл, но есть и много серьезных исследований этого предмета - например, вот.

Reply

nebos_avos June 26 2015, 13:23:38 UTC
Хорошо пишет Генис! Особенно понравилось: "язык надо пробовать ртом, чтобы узнать, можно ли так сказать".

Reply

skichmana June 24 2015, 13:51:51 UTC
Согласен. Порча языка недопустима. Как любая безграмотность или как любое невежество. Но в СМИ всякое бывает - например, путают Волгоградскую область с Вологодской. И вообще, раньше была одна программа "Время" на всех, и найти Игоря Кириллова, одного на СССР, можно было. А теперь этих СМИ...

Reply

alek_morse June 26 2015, 00:13:32 UTC
Уже было бы хорошо, если бы в ряде государственных СМИ пропогандировалась эталонная речь. Даже не обязательно в каждой передаче этого канала. Просто чтобы были такие фигуры на виду и на слуху.

Reply

egovoru June 26 2015, 12:56:50 UTC
"Недопустима" - это, наверное, слишком сильно сказано: ведь мы не выбираем родителей, и не всем повезло родиться в семье образованных людей? Зло, мне кажется, начинается с того, что правильная речь (и образование, как таковое) в обществе перестает считаться желательным - независимо от того, каков его текущий уровень. А неправильная речь первого лица государства невольно воспринимается населением как знак того, что теперь можно не учиться! Или я ошибаюсь?

Reply


Leave a comment

Up