Когда-то давно, еще в Грузии, Иоселиани сделал замечательный «Листопад» - поэму о юности, а этот его французский фильм - о старости, вернее, о ее приближении, наводящем ужас на каждого из нас. Наверное, только такому мудрецу, как он, под силу немного облегчить этот ужас - а именно таково действие этого его фильма на зрителя. Не впечатление от, а именно действие, как от обезболивающего лекарства. Теоретически мы все знаем, что бояться не надо, но Иоселиани удается сделать так, чтобы мы в это поверили.
Я далеко не сразу сделалась поклонницей этого режиссера. В юности, по рекомендации старших, я посмотрела «Пастораль» и «Жил певчий дрозд», но мне показалось, что это как-то уж слишком затянуто, слишком вяло, недостаточно драматично. Но «Листопад» меня совершенно пленил, и с тех пор каждый новый фильм Иоселиани (не обязательно в хронологической последовательности их создания) для меня - подарок. У него, конечно, своя специфическая манера делать кино, и к ней, наверное, необходимо приспособиться - настроиться на его волну. Но, если это удается, в твоем восприятии мира открываются не просто новые, а какие-то необыкновенно глубокие пласты.
Click to view