Шел разговор о равенстве сословий

Dec 19, 2014 17:23



А в самом деле, кто будет стоять за уравнительный принцип распределения доходов от нашего совместного производства? Во-первых, конечно, «заяц», который надеется получить что-то, не вкладывая ничего. Во-вторых, тот, кто чувствует, что его стартовые условия - энергия, талант, наследственный капитал - меньше, чем у другого: «В Париже сапожник, чтоб ( Read more... )

хлеб насущный, неравенство

Leave a comment

Comments 47

huma_vestnik December 20 2014, 06:15:15 UTC
По моим ощущениям у многих людей равенство прочно ассоциируется со справедливостью, а неравенство с несправедливостью. Интересное решение этой проблемы в рамках всего общества предложил Джон Ролз в своей "Теории справедливости". Принцип заключается в том, чтобы рассматривать справедливым такое неравенство, от которого в конечном счете улучшается благополучие всех, пусть и не в одинаковой мере.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D0%B7,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD

Reply

egovoru December 20 2014, 11:57:48 UTC
"у многих людей равенство прочно ассоциируется со справедливостью, а неравенство с несправедливостью"

Верно, но, на мой взгляд, такие ассоциации только затрудняют анализ; приходится говорить о какой-то "уравнительной справедливости" и т.д.. Мне кажется, справедливость следует определить просто как пропорциональность вклада и воздаяния.

А далее все зависит от того, что именно мы считаем "вкладом" и как его рассчитываем. Если, например, сам факт принадлежности к человеческому роду, по каковому признаку мы все равны, мы уже считаем достаточным вкладом, равенство следует отсюда естественным образом, т.е., именно равенство будет в этой ситуации справедливым. Вот развитие этой мысли - была бы Вам благодарна за комментарии.

О теориях Роллза я, конечно, слышала, но собственно книг его никогда не читала. А Вам приходилось? Если да, то каковы Ваши впечатления?

Reply

huma_vestnik December 21 2014, 10:26:29 UTC
В свое время купил книгу Ролза на русском "Теория справедливости", но, честно скажу, не одолел. Поэтому в основном ориентируюсь по косвенным источникам. Есть правда более популярный вариант книги примерно на ту же тему: Майкл Сэнделл. "Справедливость". Там масса интересных примеров разбирается, но их анализ мне показался несколько поверхностным.

Кстати, насколько я помню, в англоязычных источниках часто встречается деление справедливости на distributive (распределительная) и retributive (воздаятельная) justice.

Reply

egovoru December 21 2014, 13:33:54 UTC
У Ролза вроде есть более поздняя книжка покороче - может, она более читабельная?

Та справедливость, о которой я говорю, наверное, более точно соответствует английскому fairness. Но и distributive justice - весьма близко по смыслу. А вот retributive justice - это наказание за преступления, то есть это вроде бы совсем другой аспект общественной жизни.

Заметьте, определение этой самой distributive justice говорит только о соответствии распределения неким нормам, а что это должны быть за нормы, оно не оговаривает.

Reply


a_gorb December 20 2014, 06:15:57 UTC
”чем сложнее становится наше производство, тем дороже становится рассчитывать индивидуальный вклад в него каждого из нас”
А не надо его рассчитывать. Для производства нужны грубо говоря станки и рабочие. В этом смысле рабочие ничем не отличаются от станков. Поэтому покупаются станки и рабочие. Цена определяется рынком. Далее задача предпринимателя обеспечить эффективность использования как того, так и другого.

Reply

egovoru December 20 2014, 12:06:05 UTC
Рассчитывать надо зарплату рабочих, а в более глобальном масштабе - зарплату каждого из нас. Не все из нас работают на фабриках, но все вносят некий вклад в ВВП. Так вот, как определить, кто какой вклад в него вносит?

Рынок - один из вариантов такого расчета, основанный на принципе не уравнительном, а состязательном. Вопрос в том, действительно ли он настолько эффективен, как полагал Адам Смит? Одна из очевидных проблем рынка - экстерналии, наиболее известная из которых - загрязнение окружающей среды.

Reply

verum_corpus December 20 2014, 15:41:17 UTC
Нет, загрязнение среды - следствие отсутствия рынка - если среда имеет справедливую цену, то её и не загрязняют.

Reply

egovoru December 20 2014, 15:51:25 UTC
Насколько я понимаю, проблема заключается в том, чтобы назначить какую-то определенную цену таким вещам, как, скажем, существование того или иного вида животных - как оценить его в рублях? Или цену тишины? Или красоты закатов?

Reply


nebos_avos December 20 2014, 09:42:02 UTC
на сходную тему http://rusrep.ru/2009/11/zhivye_utopii/

Reply

egovoru December 20 2014, 12:35:07 UTC
Спасибо, занятный реестр существующих идеологий. Правда, исходная посылка авторов - "мечта о капиталистической глобализации окончательно умерла" - кажется мне все же преувеличением. У меня нет под рукой цифр, но, мне думается, опрос населения планеты все же выявил бы предпочтение именно этой модели по сравнению с любой из десяти рассмотренных "утопических". Другое дело, что сама эта основная модель будет, по-видимому, как-то модифицироваться с изменением демографической и технологической ситуации ( ... )

Reply


vls_smolich December 20 2014, 17:14:33 UTC
Мне кажется, вы рассуждаете в экономических реалиях, которые весьма скоро перестанут действовать.
Роботизация, 3D-печать, а в скором времени решение проблемы дефицита энергии кардинальным образом изменят весь общественный уклад и мы перейдём от дефицита к избыточности -- когда материальные блага не будут стоить ничего.
Ведь уже и сейчас большинство народа не имеет практически никакого отношения к производству товаров -- хватает и меньшинства.
И товаров хватает.
Элементарное повышение производительности труда решит все проблемы.

Reply

egovoru December 20 2014, 17:59:26 UTC
Я, признаться, полагаю, что экономические реалии не перестанут действовать никогда, и вот почему.

Помимо прямой функции обеспечения нашей жизнедеятельности, они еще играют важную роль символов статуса: ведь покупатели "Ягуаров" движимы не только (а, может быть, даже и не столько) ходовыми качествами этих машин, как желанием попасть в общественную категорию их владельцев. То же касается и, скажем, бриллиантов, которые, как известно, лучшие друзья девушек - их покупают вовсе не ради игры света в гранях ;)

Соответственно, никакое повышение производительности труда не решит этой проблемы: если наделать столько "Ягуаров", что хватит на каждого, то символом статуса немедленно станет что-то другое.

Reply

vls_smolich December 21 2014, 14:04:43 UTC
Это вы опять в наших реалиях рассуждаете.
!Ягуары" -- это для русских и арабских шейхов.
А 3D рано или поздно превратит любой эксклюзив серийную штамповку.

Да, людям всё равно будет хотеться выделиться, но статусность будет определяться уже не обладанием чем-то материальным -- я думаю, вся конкуренция перейдёт в область культурную, где статус будет определяться совсем по другому.

Reply

egovoru December 21 2014, 14:44:28 UTC
Ну, надежд на 3Д я как-то вообще не понимаю - ведь это просто-напросто программируемый станок для штамповки пластмассы?

И насчет того, что "конкуренция перейдет в культурную область" мне тоже как-то с трудом верится. Пока мы продолжаем пребывать в биологическом теле - не перейдет; да даже и если нам удастся переселиться в силиконовое, едва ли что-то изменится: тело - оно и есть тело ;) Правда, я не склонна думать, что это так уж и плохо :)

Reply


kurinn December 22 2014, 08:45:36 UTC
Есть еще в пятых - уравнительный принцип распределения от всего дохода по головам или пропорционально затраченному времени, вложенным средства? Всем или нужно исключить тех. кто принципиально не работал или сознательно вредил?

Reply

egovoru December 22 2014, 13:39:13 UTC
Если мы распределяем пропорционально затраченному времени, средствам, достигнутому успеху т.д. - вообще пропорционально чему-нибудь - то это будет применение уже не уравнительного принципа, а состязательного.

И понятно, откуда берется неудовлетворенность последним: ведь, даже если ты достиг лучшего результата исключительно потому, что ты умный - разве это твоя личная заслуга? Тебе ведь просто-напросто достались лучшие гены от родителей (вариант - талант от Бога). А раз нет личной заслуги, то нет и оснований платить тебе больше ;) И против этого очень трудно возразить, не правда ли?

Reply

kurinn December 22 2014, 14:02:04 UTC
А вот и в-шестых - а если объективные потребности различны, если одному достаточно, а другой умрет без двойной порции? Все равно делить поровну? Пусть лучше у первого пропадет? А если первый начнет делиться лишним, не будет ли это нарушением принципа?

Reply

egovoru December 22 2014, 14:09:10 UTC
А почему же "в-шестых"? Ведь мои четыре пункта - это причины, по которым кто-то стал бы голосовать за применение уравнительного принципа; туда же можно засчитать и рассуждение, которое я привела в предыдущем ответе Вам (насчет генов/талантов).

А вот то, о чем Вы говорите сейчас, это ведь явно аргумент против уравнительного принципа - т.е., его надо отнести к другому списку? (И такой список тоже будет некоротким, конечно ;)

Reply


Leave a comment

Up