Дуглас Хофштадтер
представляет себе сознание как некий алгоритм, а не субстрат; его собственное слово - pattern, регулярность. Он предлагает, и очень настойчиво, свою версию ответа на вопрос, который мы здесь
уже обсуждали: о местопребывании сознания. По Хофштадтеру, алгоритм нашего сознания в первую очередь осуществляется, конечно, в нашем
(
Read more... )
Comments 116
Градуальность сознания - идея не новая. Тот же Бергсон признавал ничтожную толику сознательности даже за неодушевленной материей..
Reply
Так и я об этом. Мысль проводить четкую границу между памятью и воображением, как предлагает Х., кажется мне в высшей степени непоследовательной.
"Градуальность сознания - идея не новая"
По мне, так не только не новая, но и довольно очевидная. Однако, по-видимому, очевидная далеко не для всех - во всяком случае, этот автор считает нужным останавливаться на ней очень подробно - даже ненужно-подробно, на мой взгляд.
Насчет неодушевленной материи он высказывается очень осторожно - пишет, что у атомов нет или почти нет сознания. Идею панпсихизма как таковую он не защищает и даже высказывается критически о каком-то (неизвестном мне) авторе, который считает, что наше сознание "разлито" во всей вселенной. Но Чалмерс, в конце концов - его бывший ученик ;)
Reply
Да что уж там: и то и то пока сплошная спекуляция..
Reply
Reply
Он прямо так и пишет: "в мозгах"? Если это понимать как метафору, то ничего странного в такой мысли нет. Человек живет в культуре, и немалая часть его сознания "почерпнута" им из всего, что ей (культуре)причастно. Будь то даже артефактуальный, попросту говоря, вещный мир. На эту тему у Э.Ильенкова есть статья http://do.gendocs.ru/docs/index-148952.html Не пугайтесь марксистской фразеологии. Если ее "вычесть", то мысль там вполне здравая.
Reply
Нет, насколько я его понимаю, он говорит в буквальном, а не метафорическом смысле.
Надо сказать, что весь этот разговор он предваряет рассказом о своей скоропостижно скончавшейся жене, и, хотя он и утверждает прямым текстом, что это не так, у меня сложилось отчетливое впечатление, что все эти мысли о том, что сознание наших умерших близких умирает все же не совсем, а сохраняется у нас в мозгу - его способ хоть как-то примириться с этой личной утратой. И, если это ему хоть как-то помогает, то спорить с ним, конечно, совсем не хочется.
За ссылку на статью спасибо, напишу о ней попозже - а то я не успеваю читать все, что мне посоветовали :)
Reply
Эти проблемы связаны, потому что вроде бы понятно, что идеи порождаются сознанием (если, конечно, мы не встаем на позицию Платона, у которого, напротив, идеи порождают все остальное), но, на мой взгляд, сознание заслуживает отдельного рассмотрения. Впрочем, марксистская-то философия не случайно оперировала ярлыками объективного и субъективного идеализма ;)
Reply
У Шевченко, хотя он не марксист, идея сходная (об ее отличии от ильенковской я пишу в предисловии к монографии).
Reply
Reply
Reply
Да, но Х. же говорит ни о каких не следах, а именно о самом чужом сознании, которое частично оперирует и в нашем мозгу - если мы имеем счастье близко знать его основного "оператора"! Кажется, он представляет себе нечто вроде магнитной индукции, хотя напрямую об этом и не говорит.
Мне же думается, что все-таки наши воспоминания о других - это работа нашего, а не их сознания ;)
Reply
Тут совершенно согласен. Даже по-кантиански уточню: это работа продуктивной способности воображения
Reply
И как люди такую чушь обосновывают? Или обоснование у подобных авторов считается роскошью?
Reply
Reply
Reply
Возможно, кому-то будет интересна.
Reply
Reply
Мне в любом деле нравится начинать с фактов.
Reply
Reply
Leave a comment