С кем протекли его боренья

Jul 05, 2014 13:38



Любопытный парадокс: о божественном занимательнее всего пишут как раз безбожники - наверное, потому, что они чувствуют себя свободнее? Во всяком случае, самая интересная глава в книжке Роберта Нозика - та, где он разбирает попытки ответить на основной вопрос теологии: как совместить всеблагого, всемогущего и всезнающего Бога с существованием зла в ( Read more... )

добро и зло

Leave a comment

Comments 26

hyperboreus July 5 2014, 18:48:28 UTC
По-моему, до сих пор лучшая теодицея это признание, что бог находится по ту сторону добра и зла..

Reply

egovoru July 5 2014, 19:17:14 UTC
Но это, наверное, лишает его атрибута всеблагости?

Reply

hyperboreus July 5 2014, 20:34:32 UTC
Почему же? Что знаем мы о благе? Не понимаем ли мы благо так наивно, словно какое-то добро для котят?

Reply

egovoru July 5 2014, 21:01:11 UTC
Я вообще-то думаю, что говорить о благе имеет смысл только в приложении к кому-то; т.е., благо всегда "для". Соответственно, главный вопрос этики - кого именно следует включать в эту категорию, благо для которой мы стараемся обеспечить.

Кажется, на современном этапе мы более или менее склонны включать в нее все человечество, но еще совсем недавно это было не так. В будущем, возможно, мы придем к заключению, что в эту категорию надо включить и шимпанзе (коров - с меньшей вероятностью, а уж пшеницу - почти с нулевой ;)

Reply


danoonah July 5 2014, 19:49:12 UTC
когда то и табу работало. а на сегодня... бога нет )

Reply

egovoru July 5 2014, 20:53:16 UTC
Как пишет сам Нозик, над вопросами подобного рода можно думать независимо от того, есть бог или его нет ;)

Reply

danoonah July 6 2014, 06:54:44 UTC
логично. поэтому я говорю: этот вопрос самый не принципиальный который только можно придумать. есть он или нет это неважно в самую первую очередь )

Reply


verum_corpus July 6 2014, 08:51:44 UTC
Зло либо от Бога, либо от человека.
Верующий считает, что оно от человека, а неверующий - хм... наверно, вынужден считать, что зла нет. Потому неверующий и не знает пределов в злодействах.

Reply

about_visotsky July 6 2014, 11:37:33 UTC
А верующий знает? Судя по истории человечества, нет.

Reply

verum_corpus July 6 2014, 16:05:54 UTC
Жаль, что Вы не захотели согласиться или возразить по вопросу о том, существует ли для неверующих зло.
Вроде бы, в мире, где есть только атомы и пустота, нет места моральным оценкам. Так получается по здравому смыслу; но, возможно, неверующие здесь просто отказываются быть последовательными и каким-то образом добро и зло протаскивают.

А по поводу Вашего замечания... не могли бы Вы ответить честно. В результате кораблекрушения Вас выбросит на остров, где живут дикари. Какой вариант Вы предпочтёте - с дикарями, верящими в Бога, или с дикарями-атеистами?

Reply

egovoru July 6 2014, 16:45:31 UTC
Я там немного выше написала, как я примерно представляю себе проблему зла.

Что же касается моего предпочтения среди дикарей, то оно не определяется их религиозностью. У меня нет уверенности, что верующие дикари отнесутся ко мне более снисходительно, чем неверующие; как я уже многократно писала, инквизиция и т.п. показывают мне, что религия - увы, не гарантия от зла.

Reply


nebos_avos July 8 2014, 13:09:08 UTC
Теодицея полезна для наращивания интеллектуальных мускул - не более того.

Reply

egovoru July 8 2014, 13:19:42 UTC
Точно, и Нозик совершенно отчетливо это понимает. Я никогда не читала Талмуда, но подозреваю, что у его авторов должен быть ум примерно такого же склада, как у Нозика; а равно и у христианских схоластов ;) А у него еще и преимущество неверия ;)

Reply


staerum July 20 2014, 12:50:45 UTC
Надо признать, изящная мысль. Но тогда от свойства единости придётся отказаться и мы приходим (по сути) к воющему пантеону, где один - Бог Милосердия, в второй - Бог Справедливости.

Reply

egovoru July 20 2014, 13:10:49 UTC
Да, но это только в том случае, если мы будем настаивать на "элементарности" единого Бога. Но ведь это требование, насколько я понимаю, не входит в стандартный набор его свойств: туда входит только всесилие, всезнание и всеблагость, а допущение внутренней сложности этому не противоречит.

Reply

staerum July 20 2014, 13:23:58 UTC
Пожалуй вы правы. "Они едины во взаимной Своей Божественной любви". Но тогда не очень понятно откуда взяться трению. Получается любви без войны не может случиться? Тоже не особо приятный вывод.

Reply

egovoru July 20 2014, 13:35:05 UTC
Нет, насколько я поняла, о "взаимной любви" справедливости и милосердия речь не идет, а только о том, что и то, и другое есть добро по отношению к внешнему, но внутренне противоречивое добро.

Собственно, мысль в том и состоит, что у добра есть несовместимые друг с другом части - и отсюда и проистекает зло. А вот почему это именно так - уже другой вопрос; для авторов этой идеи было важно, что она не противоречит идее всезнающего-всемогущего-всеблагого.

Reply


Leave a comment

Up