Отцы и дети

Jul 04, 2014 06:57



Лоренцо Бернини считают ведущим скульптором своего времени, и его работы обязательно найдутся в любом уважающем себя музее. Оригинала вот этой Персефоны, похищаемой Плутоном, я никогда не видела, потому что не бывала в Вечном городе, а этот оригинал - редкая судьба! - не покидал того места, для которого был предназначен - кардинальской виллы Боргезе, где теперь художественная галерея.



Но мне попадалось достаточно других работ Лоренцо, чтобы понять, что они не просто оставляют меня равнодушной, а активно не нравятся. Спору нет, он был виртуозом техники - фото этой Персефоны в некоторых ракурсах неотличимо от снимка живого человеческого тела, а проработка волос заставляет вспомнить нанотехнологии. Но возникает вопрос: а зачем нужна такая проработка? Более того, попытка воспроизвести в мраморе каждый отдельный волосок оставляет ощущение какого-то насилия над материалом.


То ли дело - творение его родителя Пьетро: Приап, в паре с Флорой воздвигнутый как символы осеннего плодородия и весеннего цветения в саду той же виллы. Впоследствии он попал в нью-йоркский Метрополитен, где мне и удалось на него поглядеть. Приап всего на пять лет старше Персефоны, и между ними легко усмотреть семейное сходство, тем более что Лоренцо здесь помогал отцу. Вроде бы то же увлечение мелкими деталями - но этот автор знает, когда надо остановиться; а главное - его несомненное чувство юмора, которого сын, видимо, был начисто лишен. Посмотрите, какой косой правый глаз у этого Приапа: ведь этим глазом скульптор нам явно подмигивает, вот так ;)

персоналии, искусство

Previous post Next post
Up